Испанский дизайн
Имея достаточно долгую историю ремесленничества и тягу к созданию необходимого вида дома и его обрамления, Испания к XX в. решает обратить свой взгляд к дизайну, чтобы придать своим художественным идеям законченную форму и объём. Смесь множества различных культур и контрастов различных влияний были для Испании до этого способом выражения своего стиля архитектуры с маленькими малоэтажными домами, покрытыми черепицей, с террасами, оформленными с учётом веяний средиземноморского направления. Открытая планировка и комнаты без дверей, стены без обоев и насыщенная цветовая гамма в интерьерах отображают богатое воображение и чувство гармонии у испанского народа, обустраивавшего так свои дома. На этой благодатной почве и вырос дизайн, проделав путь от искусства модернизма до движений, призванных улучшить уровень жизни в общественном плане.
Классиком испанского модернизма является Антонио Гауди. Экспрессивные формы его строений, например, Парка Гуэля или особняка Эль-Каприччо по-настоящему размывают грань между архитектурой и природой. Его гениальные работы – от дома Кальвет и до Храма Саграда Фамилия, – известны всем и всё так же приковывают к себе внимание. Ставшим не менее известным представителем этого движения является Луис Доменек-и-Монтанер, первоначально работавший как представитель историзма, позже находивший отголоски Югендстиля для себя, а затем переключившийся на развитие модерна в Каталонии. Его здания отображают смесь рационализма и великолепного орнамента, вдохновленного испано-арабской архитектурой, и следуют криволинейному дизайну, типичному для ар-нуво. Сегодня толпы туристов приезжают в Испанию, чтобы увидеть госпиталь Санта-Кру, госпиталь Сант-По, Дом Фрустер, Замок трех драконов, Дом Лео Морера и многие другие здания, автором которых стал Доменек-и-Монтанер. Пожалуй, самым знаменитым его творением является Дворец каталонской музыки, один из лучших оперных театров мира. Одним из наиболее ярких представителей каталонского модернизма в области декоративного и мебельного искусства является Гаспар Омар. В работах настоящего мастера интерьера Омара чувствуется сильное влияние венского Сецессиона и шотландской школы Глазго. В течение первого десятилетия ХХ в. Омар работал исключительно в стиле модерн, создав целую серию шедевров в области мебели, посуды и светильников, панно и мозаики. После 1915 г. он постепенно отошёл от модернизма, заинтересовавшись искусством в стиле арт-деко.
Как и в фашистской Италии, в Испании в последующие годы заявляет о себе рационализм, и в 30-е гг. прошлого века в рамках контекста индустриализации происходит выделение производственного изготовления в промышленный дизайн. В это время испанский дизайн берёт многое из европейского авангарда и международного модернизма. Появляется важная группа GATEPAC, соединившая в себе нужды производителей. Позже на некоторый период развитие дизайна было прервано Гражданской войной. Лишь немногие работы были созданы в этот тяжелый период, когда была предпринята попытка создать ложный образ страны. В послевоенные годы многие из архитекторов и художников тщетно пытались преодолеть «культурную блокаду», зародившуюся в обществе. Одним из первых людей, завоевавших общественное призвание, был Антонио Бонет. Будучи представителем рационализма, он видел архитектуру как материю, регулирующую жизнь человека, а его творческим кредо было нахождение требуемых мотивов человеческой среды для применения новых материалов и форм, чтобы добиться служения пространств архитектоники и мебели для нужд социума. В его время на испанском рынке существовало полное отсутствие мебели и светильников в современном стиле. Дизайнеры, например, созданная архитекторами Оскаром Тускетсом и Луисом Клотетом компания BD, были вынуждены «с нуля» создавать содержание для своих интерьеров, которое выпускалось ограниченным тиражом и не находило широкое использование. Бонет, как и другой испанский дизайнер, Мигель Мила были из тех, кто своими работами внёс непосильный вклад в формирование испанского образа жизни за счёт новых вещей, которые очень пришлись кстати. Если раньше их изготовляли, используя промышленные технологии, то на сей раз применялись более традиционные методы, причём занимая многое из-за границы. С автаркией было закончено и, войдя в этап более привлекательной экономической модели, стали появляться энтузиасты и даже группы, типа SEDI, всерьёз занимавшиеся дизайном, и, кроме того, было объявлено о создании школы Элисава, первой школы промышленного дизайна в Барселоне. За весь период рационализма и индустриализма были изготовлены некоторые примечательные изобретения, в частности, автожир Хуана де ла Сиервы, машина Pegasus Уилфредо Рикарта и поезд Talgo Алехандро Гойкоэчеа, наравне с мотоциклами Impala and Cota Леопольда Мила 1961 г. Среди других вещей можно выделить набор графинчиков Рафаэля Маркины того же года и пепельницу «Копенгаген» Андре Рикарда 1966 г. Кроме того, стоит поговорить о ещё одной вещи – Lámpara TMM. Эта лампа, разработанная Мигелем Мила в 1961 г., имеет широкую функциональность: иллюминатор, вращающийся на 360 градусов, может скользить вверх-вниз соответственно нужному росту. Сейчас её запустила в выпуск Santa&Cole.
Вообще, на момент 1976 г. в Испании существовало всего четыре только открытых дизайнерских рабочих предприятия, четыре новых известных дизайнера, которые начинали свою работу, две школы и один журнал. Занятие дизайном в ту пору было, так сказать, по желанию и сильно отличалось от того, что сегодня. Даже если сравнить с более современной обстановкой дел, например, в 2007 г. по отчёту специального общества DDI, в 62,5% компаний прибегали к использованию дизайна для улучшения обустройства у них, хотя основной целью было оформить продукт, а не применить инновации для улучшения жизни потребителей. Постепенно сфера дизайна уже подстраивалась под нужды рынка и спрос потребителя ещё тогда, в постиндустриальную эру, хотя возможности дизайна в плане трансформации жизни человека в более удобное русло применяются только сегодня, в частности, используя культурные предпосылки в оформлении вещей.
Дальнейшему успеху в 70-х посодействовал активизм и прозелитизм испанских дизайнеров. На международной арене на них смотрели сначала с удивлением, потом с симпатией, ещё позднее с завистью и страхом. Они стали новой возросшей силой и представляли интерес как проповедники моды. Возможно поэтому, самые заслуженные дизайнеры работают за рубежом. Марти Гиксе, бывший единственным испанцем с коллекцией в Музее Дизайна в Лондоне, имеет студию в Берлине. Альберто Лиеворе, который бежал в Испанию после аргентинских событий 1976 г., работает из Барселоны на десять итальянских компаний. И в большинстве случаев, в качестве альтернативы зарубежные фирмы отдают предпочтение испанским дизайнерам. Уезжавшие во время диктатуры перенимать опыт у других стран пионеры, желавшие заниматься больше разработкой дизайна, чем производить самими, были из тех, кто проложил эту дорогу остальным.
В 80-х Испания пережила бум в дизайне. Родились на свет национальные премии в дизайне (единственные, не требующие экономической поддержки) и различные компании начали выставляться на международных ярмарках. Появились журналы, разные продукты, дизайнеры и учащиеся дизайну. В один момент появилось поколение, после 1992 г., «сынов демократии», просивших слово. Гиксе и другие стали производить идеи: надувной дом, стеллаж из переработанных деталей, или, например, какие-то идеи, сочетавшие дизайн и моду, типа ботинок, при ходьбе заряжавшихся восполняющейся энергией.
По истине артистическому духу соответствует мифическая вещь того времени – стул Gaulino, созданный Тускетсом в 1987 г. Он был разработан в дань уважения Карло Моллино и Антонио Гауди и его можно встретить в столовых многих испанских семей. Так же, как и стул «Жук», он пленяет своей соответствующей формой и сейчас продолжает издаваться BD. Табурет Dúplex, созданный Хавьером Марискалем в 1981 г., со своими иррациональными ножками и цветами отражает луддизм, которому, в некотором плане, был подвержен дизайн той поры. Вешалка Ona, разработанная Монтсе Падросом и Карлесом Риартом в 1992 г. и выпускающаяся сейчас MobIes 114, – эта вещь занимает место между скульптурным произведением и функциональным предметом, – созданная из дерева и оформленная гофрированными линиями. Среди прочих других вещей – сковородка Infinity. Имеющая открепляющуюся ручку сковородка была спроектирована не испанскими дизайнерами, но выпущена в производство фирмой Disform в 1975 г. и продолжает выпускаться Santa&Cole с 1994 г. Стул Varius имеет при себе подставку-подлокотник, заменяющую столик для письма. Дизайнером этой вещи является Тускетс и она принадлежит теперь BD.
Дизайн-арт, стиль, находящийся посередине между искусством и дизайном, – это тот ключ к пониманию моды на культурные предпосылки у современного потребителя. Имя, которое связано с этим направлением и которое вызывает полемику, – это Хайме Айон, который заменил Марискаля как «лицо» испанского дизайна в мире. Облик мятежного космополитизма в его элегантной версии обозначает астурианка, расположившая своё рабочее место в Милане, Патрисия Уркиола.
Определённые производственные мощности дают возможности Испании завоёвывать мировые рынки и реализовывать самые крупные проекты. Производство служит некоторому порядку и очерёдности и уделяется внимание, прежде всего, хорошо развитым промышленным регионам, например, как Каталонии. Изобретательность и хозяйственность – два качества, которыми обладает испанский дизайн для продвижения своих традиционных идей в минималистической эстетике. Сохраняется преемственность и, в частности, между работами предыдущих поколений дизайнеров. Вообще, многие говорят о влиянии скандинавского или итальянского дизайна в эпоху стандартизации, но Испания испытывает особое желание покорения международных рынков, и, в этом плане, разрабатываются концепции продвижения товаров с «лицом» Испании (например, Хауме Трессера на 90% изготавливает продукцию для экспорта в США и арабские страны), поэтому отмечается требование к индивидуальному пути сбыта и производства.
Среди вещей, выпускавшихся в последнее время и заслуживших особое внимание потребителей, можно назвать портативные лампы FollowMe, дизайном которых занималась Инма Бермудес и вышедшие в производство благодаря Marset в 2014 г, а также коллекцию сувенирных игрушек Funny Farm, разработанную Исидро Феррер и выпускающуюся LZF Lamps с 2015 г.
Если говорить о графическом дизайне, то в Испании он привлёк к себе внимание в 70-х особым уклоном в стиль Баухаус. Через два года после смерти Франко была запущена кампания по замене самых поднаторевших, военизированных и безосновательных изображений пунктов связи, т.е. почты и телеграфа. Кроме того, агентство Contrapunto заявило, что стиль жизни изменился и что необходимо пытаться пробудить у потребителя эмоции и чувства, в том числе и работами графического дизайна. Это был период объединения в области дизайна. Вообще, Испания чувствовала себя в некотором смысле обделённой по сравнению с остальными странами Европы и приходилось силой поддерживать уровень в работах, преобладавший тогда. Новый поворот свободы переходного периода, в котором развивались стили панк и Нью-Вейв, привёл к новой моде и сексуальной революции. Тогда появилось Мадридское Движение. Оно было призвано служить, как течение с особой экспрессией, распространявшейся на поп-музыку и андерграунд, комиксы, фотоновелы и проч. В преддверии Олимпиады в Барселоне Марискаль, который был также художником, придумал символ для неё, зверька Коби, исполненного свежим, неожиданным и авангардным внешним видом. Одной из кампаний 90-х гг. была «Всё есть дизайн», которая изменяла вид обложек, публикаций и упаковок изделий. Среди наиболее известных графических дизайнеров 80-х и 90-х были Энрик Сатуэ, Хуан Гатти, автор обложек для фильмов Альмодовара, и Оскар Маринэ, также создавший одну из обложек для Альмодовара, но более известный за свою кампанию Absolut Vodka и рекламу Swatch и Fábrica de Benetton. Среди журналов пользовался особой популярностью «i-D» и «Metrópoli», приложение к газете «El Mundo». Кроме этого, в 1994 г. родилась креативная студия IpsumPlanet, занимающаяся оформлением дисков и клубов с электронной музыкой. Самыми знаковыми работами в графическом дизайне Испании можно назвать алфавит Томаса Веллве, внешний дизайн «El País» в конце 70-х, серию обложек для «Alianza», внешний облик парфюма Quorum, созданный Ивом Циммерманом, или сигнальные огни барселонского метро.
Если называть самых известнейших сейчас дизайнеров, то речь пойдёт в первую очередь о Сантьяго Калатраве. Считающийся создателем романтического хай-тека, это автор футуристических построек во многих странах мира. В своём творчестве Калатрава испытал влияние Ле Корбюзье, а также Йорна Утцона, автора оперного театра в Сиднее, и, кроме того, готической и романской архитектуры. Многие склонны обвинять его за увлечённость формой в ущерб функциональности строений, порой на почве чего появляются даже судебные иски, но его произведения, такие, как концертный зал в Тенерифе, напоминающий большую рыбу, привлекают к себе всех, кто даже далёк от искусства.
Работы Рафаэля Монео отличает лаконичность, разумность, добротность и проработанность каждой детали. Лауреат Притцкеровской премии он преподавал, получил академическую степень, работал в Гарварде, много занимался теорией архитектуры. В своё время работал с Йорном Утцоном в Дании. Ему доверяют заниматься дизайном многих музеев мира, является последователем утилитаризма.
Один из столпов современной испанской архитектуры, Рикардо Бофилл активно работал в направлении постмодернизма, увлекался классической архитектурой и хай-теком. Одна из его работ «Замок Кафки» представляет собой минималистичный дом из почти сотни кубов, малогабаритных квартир. Также его отель W в Барселоне, наверное, является символом барселонского побережья. Помимо этого, его работа «Красная стена» есть отражение африканских построек, в которых используется необожжённый кирпич.
Бенедетта Тальябуэ – это итальянка, ныне обосновавшаяся в Испании, испытывающая особый интерес к месту и человеку. Одной из её работ является реконструированный ею рынок Санта-Катарина в Барселоне, разноцветная лоскутная крыша которого привлекает множество туристов. Ещё стоит отметить не менее впечатляющую высотную башню Gas Natural, идеально вписавшуюся в облик Барселоны.
Стиль предметного дизайнера и дизайнера интерьеров Патрисии Уркиолы отличает особое внимание к технике, этнические мотивы, мягкость. Знаменитая серия мебели для Moroso, узнаваемое кресло «Фьорд», соломенные стулья для Driade, интерьер отеля Mandarin Oriental в Барселоне – среди работ Уркиолы, являющиеся синонимом качества, стиля и тонкого вкуса.
Хайме Айон, возможно, один из самых влиятельных мэтров в дизайне на настоящий момент. Его работы поистине удивляют публику, ведь это может быть прикреплённый к раковине светильник, надетые на фарфоровые статуэтки смешные шлемы или матрешки, превращённые в вазы. Стиль Хайме в дизайне отличает неуемная энергия, эпатаж и ирония. Больше всего Айон любит работать со стеклом и фарфором, однако в 2016 году представил свои первые работы в пластике, например, кресло Mila, разработанное им для бренда MAGIS.
Из наиболее многообещающих дизайнеров на сегодня можно отметить Гектора Серрано, Юджени Квинтлета, Андреса Рейзингера, Томаса Аллия и Паскуаля Ортегу.
Everything is very open with a precise clarification of the issues. It was definitely informative. Your website is very useful. Thanks for sharing!