Универсализация элементов жизненного уклада: адаптация вещи и дизайна архитектуры под нужды человека
Достаточно пристальный взгляд на проблему претворения в жизнь идей о новых товарах позволил бы разглядеть в этом несколько утилитарный вектор исследования. Но насколько бы не был аргументирован той или иной экономической системой каждый эксперимент по выводу даже оригинальных товаров на рынок, рецепт приготовления единичного в своем роде изделия или оформления интерьера каких-нибудь зданий или сооружений, по итогам, заключался бы в какой-то системе ценностей как руководстве для производства, балансирующей между функциональностью и комфортом. И это абсолютно новый акцент на вопросе: насколько среда или наша затаённая где-то природа будет оказывать влияние на товары и пространства обитания, которые мы избираем на этапе нашей жизнедеятельности, на именно тот облик этих субъективных целостностей, который окружающий мир и наш собственный прямо или косвенно формируют.
Взаимосвязь духовного и материального производства
Будем иметь в виду, что человек, принимающий решения в выборе той или иной деятельности по созданию материальных благ, несёт ответственность за правильность выбора, во-первых, по отношению к природе, которую он вынужден эксплуатировать, создавая тот или иной материальный продукт; во-вторых, по отношению к другим людям.
Вообще, формирование задач производственной деятельности рассматривается в виде последовательности «духовное производство – установление потребностей – формирование предметов потребления – материальное производство» с учётом того, что духовное производство обеспечивает вербальные правила поведения, отражающие моральные и нравственные устои, наиболее распространенные в обществе. Данная последовательность основана на двух типах выбора решений в производстве, связанных с отношением к потребностям, – гедонистическом и ответственном.
Противопоставление принципа максимизации и принципа гармонизации может быть снято путём применения «продукт-продуцентного подхода» к оценке эффективности, что является одним из примеров появления в методологии описания производства новых факторов, заставляющих расширить наше представление об идеологии производства.
Особое внимание следует уделить когнитивным граням представлений о производстве. К ним, в первую очередь, относятся факторы, возникающие на стыке материального и духовного производств. Появление новых моделей производственных систем на основе этих факторов возрождает новые идеи и взгляды на производство, которые могут быть реализованы в решении сложной задачи создания идеологии гармоничного производства.
Духовное производство развивалось параллельно материальному, однако с определённого момента времени происходит их постоянное сближение. В сферу духовного производства входят задачи и продукты, вырабатываемые в науке, искусстве, религии. Объединяющим принципом этих задач являются моральные и нравственные устои, наиболее распространённые в обществе, продуктом являются вербальные правила поведения, отражающие эти устои.
Например, в одной из своих частей понятие блага и удобства отражает гедонистические устремления человека, ставящие выше всего потребности, связанные с комфортом, удовольствием и др. Для производства продуктов на базе духовного производства, ранжируясь в порядке от духовного производства, системы целеполагания и материального продукта потребления, учитывается характеристика ёмкости произведённого товара, которая сопоставляется с оной продукта материального производства. В качестве конкретных показателей ёмкости могут быть представлены трудоёмкость, материалоёмкость, информационно-ёмкость и др.
Производственная система должна пройти, за несущественными исключениями, все ступени формирования идеологии гармоничной эквивалентности. Любая идеология является предметом духовного производства, т.е. деятельности человека по созданию духовных или мировоззренческих ценностей. По отношению к производству человек создает единое мировоззренческое отношение (ЕМО) ко всему комплексу производственных задач и далее руководствуется ЕМО, решая эти задачи. Отношение можно выразить числом, которое отражает степень ответственности человека перед определённым количеством объектов мира.
Создание идеологии производственной деятельности означает создание ЕМО в нужной настройке к правилам поведения, выработку потребностей, формирование облика продукта и вида материального производства. Для гармоничного производства предполагается, что все части системы не только соразмерны между собой и системе в целом, но отвечают ЕМО. Обладая свободой выбора, человек волен формировать ЕМО по своим убеждениям, тем самым создавая разные идеологии гармоничного производства.
Гуманистический принцип формирования среды и специфики современных товаров
Важно заметить, что главенствующей парадигме труда на материальном производстве соответствует общий уклон в сторону гуманизма в последние дни развития технологического строя общества. Виной тому характерные в некотором плане враждебным условиям для человека особенности развития глобальных рынков и новых информационных технологий. Транснациональным корпорациям, влияние которых распространяется не только на рынки, но и на государственную политику и иные сферы, рекомендуется принимать активное участие в создании стабильной среды обитания человека и условий для его самореализации и духовного развития. Повсеместно доказывается целесообразность разработки и внедрения в маркетинговую деятельность стандартов социальной справедливости, разрабатываемых на основе гуманистических принципов.
Г.Б. Клейнер, обобщая творчество академика Д.С. Львова, предлагает аксиому, согласно которой «Мир един в пространстве и во времени и представляет собой органическое соединение живой, неживой, социальной и духовной составляющих, которые оказывают друг на друга как видимое, так и невидимое влияние». И.Б. Орлов справедливо указывает на то, что гуманизм перестает быть чисто философским понятием и начинает включать в себя не только моральную сферу бытия, но и экономическую, и политическую.
Многие исследователи с глобализацией связывают кризисы и рост безработицы в экономически развитых странах, называют её основной причиной экологических катастроф, «краха гуманизма», «кризиса религии», бедности и неравенства, угрозы духовного опустошения человека («кризиса духовности»); доказывают её причастность к неравномерному росту численности населения и депопуляции коренного населения в развитых странах, формированию дорогостоящей модели потребительского поведения и социально-экономической поляризации населения.
Отдельные исследователи с глобализацией связывают «распространение стандартов общества потребления, приводящих к деградации личности и примату организма над личностью», усиление неравенства доходов.
В структуре современных экономических связей, тем не менее, мы также видим и подтверждение основного принципа этической экономики, который сформулировал философ и экономист Петер Козловски в работе «Принципы этической экономии» следующим образом: «Максима хозяйственной деятельности и хозяйственно-этический императив должны формулироваться так: «Поступай так, чтобы твоя хозяйственная деятельность соответствовала двойственной функции экономики – эффективному снабжению людей благами и предоставлению им возможности самореализации».
Негативные факторы воздействия среды и их преодоление через психологию дизайна
В психологии окружающей среды есть область, изучение которой касается условий окружающей среды в интерьере – психология дизайна интерьера. Это прямое изучение взаимосвязи между окружающей средой и тем, как эта среда влияет на поведение её обитателей, с целью максимизации положительного эффекта от этих отношений. Благодаря психологии дизайна интерьера улучшаются производительность и экономичность пространства, а также благосостояние человека. Такие фигуры, как Вальтер Беньямин, Зигмунд Фрейд, Джон Б. Калхун и Жан Бодрийяр, показали, что, внедряя эту методику в дизайн, можно контролировать окружающую среду и, в определенной степени, отношения и поведение тех, кто в неё целостно погружён. Примером этого могут служить эксперименты на крысах, проведённые Кэлхуном, в ходе которых он отметил агрессию, предрасположенность к убийству и изменение сексуальных наклонностей среди крыс. Этот эксперимент создал разительную поведенческую аналогию между поведением крысы и обитанием в проектных высотках в США после Второй Мировой войны, среди которых комплекс Pruitt-Igoe в Сент-Луисе, снесённый в 1972 г. всего через 21 год после возведения.
Существует отдельная наука – проксемика – которая изучает количество пространства, которое люди считают необходимым иметь между собой и другими. В области исследований скученности и личного пространства феномен территориальности постоянно демонстрируется с помощью неписаных показателей и моделей поведения, которые передают сознательные или подсознательные представления о личном пространстве и территориальности. Это явление проявляется, например, в использовании общественных кресел и свободных мест в переполненном автобусе или поезде. Скученность возникает, когда регулирование социального взаимодействия оказывается безуспешным и необходимость социального взаимодействия превышает фактический объём испытываемого желания социального взаимодействия. Исследования социального поведения и психологии показали на примере свойств активизации внутренних ресурсов пассажиров пригородных поездов, что люди будут стремиться в максимальной степени увеличить личное пространство, будь то стоя или сидя.
В исследовании, проведенном Гэри У. Эвансом и Ричардом Э. Вене (которые работают в области дизайна окружающей среды и развития человека) из данных 139 взрослых пассажиров, курсирующих между Нью-Джерси и Манхэттеном, в числе которых 54% мужчин, были отобраны у последних образцы слюны для измерения уровня кортизола, гормонального маркера стресса. Их исследования статистически учитывают другие возможные факторы стресса, такие как доход и общий жизненный стресс. Было обнаружено, что более ближний индекс плотности коррелирует с несколькими определёнными индексами стресса, в то время как более дальний индекс плотности – нет. Опасения, возникающие в связи с результатами этого исследования, предполагают, что небольшие отклонения в увеличении плотности расположения сидений снижают производительность труда и настроение.
Согласно книге Савина-Бадена «Учебные пространства: создание возможностей для накопления знаний в академической жизни», концепция пространства в физическом смысле аспектуализируется при описании гладких и исчерченных культурных пространств. Гладкие пространства описываются как «кочевые», то есть находящиеся в постоянном движении. Например, вестибюль отеля в каком-то плане должен быть выражением гармонии, или же комната для занятий, где рассадки направлены друг к другу, а не сосредоточены на одной линии, – есть инструмент привнесения ощущения расслабленности и неформальности. Эти пространства открыты, гибки и принадлежат их обитателям. Наоборот, антиподом сиих могут быть пространства с гладкими переходами во внешних расширениях на границах – выступы для того, чтобы удалиться ото всех, или где акценты делаются на подоконниках, или с длинными коридорами, – такой дизайн, хоть и направлен изначально на обустраивание обучения, приводит при рассмотрении происходящих в помещении процессов к, например, оспариванию знаний между коллективом, или излишней совместной работе. Создавая излишнюю автономию, они порождают беспорядок и недисциплинированность, что часто создаёт напряжённость между заинтересованными сторонами и пользующимися благами находиться там. Линованные пространства, с другой стороны, описываются как ограниченные пространства, что относится к определённой всё-таки ориентации по теологической причинности при акцентировании в фокусе организационной и педагогической целесообразности. В пределах определённых границ однонаправленные, такие классные комнаты и лекционные залы являются примерами удачных дизайнерских решений.
Стремление к уединению часто определяется как связующее звено между стрессом и дистрессом. Способность уединяться в окружающей среде позволяет человеку физически и умственно отделиться от других и расслабиться. Это понятие имеет ключевое значение для определения поведения и благополучия человека. Неприспособленная для широкого лавирования улица с большой плотностью находящихся на ней людей на кв. м. ухудшает настроение и работоспособность.
Некоторого рода анонимность, создаваемая общими длинными общественными коридорами и пространствами, не вызывает чувства идентичности или контроля. Это указывает на то, что наши отношения с пространством влияют на наше поведение и использование жизненных ресурсов. Отсутствие чувства собственности на локализацию внутри приводит к негативному поведению из-за плохой оценки местоположения и создаёт обратную связь, негативно влияющую на благополучие.
Также следует кое-что сказать о том, как всё более популярный дизайн открытых офисов может способствовать снижению производительности и увеличению отвлекающих факторов по сравнению с традиционными рабочими пространствами, аналогами кабинетов. Согласно статье журнала «Fortune», «имеются противоречивые данные о том, действительно ли открытые планы способствуют сотрудничеству, и исследования показали, что планы открытых офисов снижают производительность и благосостояние сотрудников, одновременно увеличивая количество больничных, которые берут работники».
Хотя всё же стеклянные стены могут найти и полезное применение, как в качестве концепции размытия границ между внутренним и внешним естественным пространством в случае торговых комплексов и моллов, так и в тренажёрных залах, любители которых могут предстать на обозрение других, пока занимаются активной и полезной деятельностью. Объективно также решение конструкций помещений в акценте на вертикальной градации области активности с небольшим количеством разных уровней, по которым человек взбирается, как, например, лестничные фрагменты в залах для тренировки или лестницы в квартирах-студиях. Всё это, как и капсульные автономные кабинки, типа соляриев, благодаря герметичности, активизирует внутреннюю утраченную энергию от затрат с внешним миром. Задачи по multitasking в нужном антураже – это то, что нужно твоему телу, когда ты чувствуешь усталость.
Иногда очаг и каминная полка могут материально кодировать мифический очаг и обстановку, которую он создаёт для рассказывания историй. Таким образом, отношения человека с объектами могут воплощать чувство переживания и удовлетворять стремление к связи с традициями.
Это всё учит тому, что мы должны быть разборчивыми к нашему пониманию того, как место и космическое пространство предоставляют нам информацию, как социальную, так и культурную.
Выбор индивидуальности при современном дизайне вещи
Вещь всегда удовлетворяет какую-либо потребность человека. Полнота её удовлетворения, а также удобство в использовании, комфорт тоже являются критериями оценки функциональности. Функциональность той или иной вещи всегда является весомым аргументом в рекламе, но не всегда это является удобным для потребителя. Ещё до пользования вещью можно выделить три качества оценки вещи как функциональной:
— расположение человека к этой вещи, настраивающее к пользованию ею,
— пригнанность формы к телу человека,
— простота формы.
Также функция может выступать и главным средством при создании вещей, о чём свидетельствует функционализм.
Для постулирования о конкретно адаптации товара под нужды человека в оценке эргономичности и герметичности принадлежности, с которой он обращается, было бы логично выстроить в ряд несколько характерных особенностей предметно-объектной ассоциативной реальности.
Некоторые вещи имеют округлые формы или заключают в себе круговые силуэты, где-то в изображении или проработке деталей. На самом деле, круг – это древнейшая форма, обозначающая покой, уют, порядок во всём. Круглая форма всегда соответствует психофизиологическому состоянию человека, т.к. связана с личным устройством освоения мира. Ведь человек всегда, чтобы изучить мир, совершает круговое движение глазами вокруг себя. Круг – это одна из древнейших форм. Ещё 40 веков назад был построен древними индоевропейцами Аркаим в виде двух огромных кругов, символизирующих Вселенную. Круг оказывается «выше» прочих целостностей и в восприятии мира, и в представлениях о человеке. Таким образом, круг – это некий идеал, означающий путь познания мира.
Квадрат же является символом земли. Он воспринимается как прочность, стабильность, но только после упорядочивания, конструирования мира из разрозненных элементов (упорядочивание и конструирование мира происходит с помощью круга).
Таким образом, можно выйти на образ Мандалы, т.е. квадрат, вписанный в круг, по принципу которой был построен древний Аркаим (город в форме круга, а посередине – квадратная площадь). Т.е. Вселенная со своим порядком, уютом, а внутри её – Земля. Архетип мандалы возникает в ситуациях психического замешательства, где хаос удерживается существующим порядком, заключенным в круг.
Таким образом, все эти символические характеристики (даже если потребитель не знает о них) накладываются подсознательно на восприятие того или иного предмета: сейчас все происходящее в мире, в жизни людей – сплошной хаос, отсутствие каких-либо устойчивых схем поведения, люди не знают, что с ними может произойти в следующую минуту, у них постоянные стрессы… Но, все это «сходит на нет», образуется уют, спокойствие, когда человек будет пользоваться каким-нибудь аксессуаром, агрегирующим свойства круга или квадрата, а в делах, контактах всегда будет полный порядок.
Кроме того, в предметах личного пользования или гарнитуре привлекает внимание цвет: если палитра подобрана правильно и выделяются в правильном порядке. Для определённого примера: серебристый цвет означает безопасность, красный – активность, синий – спокойствие, умиротворение. Т.е. цвета тоже нацелены на актуализацию тех же качеств, что и форма.
Исходные точки современного дизайна с производственной точки зрения
За последнее время изменился образ жизни человека, весь уклад социального бытия личности: городской шум, плотность населения, агрессивность и враждебность среды, хаос коммуникаций и т. д. Человек постепенно утрачивает контроль над социальными процессами, что рождает беззащитность перед нарастающим произволом цивилизации. Теряется традиционная система ценностных установок, формируется совершенно новая система информационной культуры. В такой ситуации дизайн как проектная деятельность по гармонизации жизнедеятельности человека получает особую роль, проявляя свои художественно-образные и функциональные особенности в упорядочении жизненного пространства человека. В парадигмах информационной культуры открываются новые возможности проектировать не только пространственные вещественные и средовые структуры, но и нематериальные социальные системы, организационные структуры, виртуальные объекты. Теоретический и методологический багаж сегодняшнего этапа осмысления дизайна, новые медиа и коммуникативные технологии позволяют реализовывать самые утопические или прогностические идеи. Поэтому помимо видового приращения и разнообразия типологии дизайна, связанного с увеличением количества и масштабов объектов социотехническоей системы, можно фиксировать появление новейших сфер непредметного дизайна: организационного, консультационного, политического, РR-дизайна и др.
Ещё в середине прошлого века дизайн имел всего несколько направлений деятельности: промышленный, графический, средовой, а сегодня мы видим, что наряду с профессией «дизайнер» появились и такие профессии, как «UI/UX дизайнер» или «моушен-дизайнер». Таким образом, происходит усложнение и увеличение специализаций внутри дизайн-практики. Новые специализированные направления зачастую находятся на стыке с другими видами деятельности и знаний. Сегодня наравне с основными видами дизайна (промышленный, графический, дизайн интерьера и т. д.) в практику вошли и совершенно специфические специализации (дизайн компьютерных артефактов и систем дизайн компьютерных артефактов и систем (computer artefacts and systems design) или wayfinding or enveronment design (дизайн пространственной навигации) и т. д.).
В настоящее время происходит смена парадигмы дизайна, которая, в свою очередь, создаёт многообразие форм и направлений внутри практики проектирования общественных и жилых пространств, среды бытия людей. Диалектическая связь дизайна с культурой проявляет себя в органичной сопряжённости проектного творчества художников, создающих гуманистическую, комфортную среду, в которой растворяются границы одномерного восприятия пространства, изменяются параметры предметной среды, происходит её перестройка на основе обращённости к человеку, его внутреннему состоянию, моделируемому с учётом нужных (заданных) психологических эмоциональных состояний и ощущений, о чём вполне конкретно размышляют многие современные теоретики дизайна и архитектуры. Современная ситуация всепроникающего дизайна провозглашает универсальную семантическую трактовку предметов, знаков и образов. Он становится важным агентом процессов кодирования и раскодирования современного языка образов и предметов.
В основу чего даётся специальная классификация внутри дизайнерской сферы. Два основных вида композиции в дизайне: объёмно-пространственная и плоскостная. Вместе с важнейшими выразительными средствами композиции (объём, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет), они являются основными методами для компоновки исходных состояний предмета, материалов или ресурсов для изготовления вещи в финальный концепт-дизайн.
Нельзя при компетентном аспекте и не учитывать интенции выражения вещи в объективной реальности и с взаимодействием человека с ней, а также интенции на выделение внешних качеств того или иного продукта. В этом плане, несомненно, для любой инновационной комплектации вещи незаменимым становится стайлинг. Стайлинг – это уже косметическая работа, затрагивающая лишь внешнюю форму изделия без кардинальных изменений его функциональных и конструктивных свойств. Изделие, положенное в основу модернизации, называется прототипом, а подобное проектирование – проектированием по прототипам. Примером стайлинга могут служить существующие десятилетиями марки популярных автомобилей, у которых, при этом, каждые 5-7 лет изменяется дизайн кузова и отделки салона. Постоянная модернизация с целью обновления внешнего вида ведётся практически со всеми предметами нашего обихода: посуда, электроприборы, мебель. Например, специалисты утверждают, что в области бытовой радиоэлектроники за последние десятилетия практически никаких принципиально новых изобретений не сделано. Работа идёт в основном над внешней формой прибора, его эргономичностью, упрощением и удобством в эксплуатации.