Hyperlink-кино, полиритмия в музыке и симультанность
Дискурсивный формат самого процесса создания творческого произведения с учётом новизны для взыскательной публики, преемственности ассоциативного ряда с предыдущими образчиками и возможности перекликаться с феноменами культуры есть камень преткновения для развития культуры в нужном для неё русле. На это намекает не только состояние поверхностности многих современных работ, которые больше ищут включённость в некий незыблемый информативный контекст, а в итоге тратят субстанциальность своей формы на переходы и имплементацию жанровых особенностей, с которыми у них нет ничего общего. Сам описательный язык результатов и впечатлений о современных образцах кино, музыки или искусства, казалось бы, творит дискурс, который уже своим существованием задаёт вектор развития большей части культуры, идя во-многом в резонансе с самой методикой, по которой создание культурного произведения происходит традиционно.
Таким образом, возникает проблема изоморфизма внутри художественной и артистической деятельности: перенос ценностной системы социо-политического агрегата внутрь образной картины высоких идеалов искусства. Итальянский философ Джорджо Агамбен, написавший большое количество трудов о политике, но также сильно интересовавшийся искусством кинематографа, вывел формулу, в которой он рассматривает политику как сферу чистых средств. С позиций культуры как выражения высших ценностных ориентиров, которую нельзя вписать ни в один механизм деятельности структурных конструктов управления жизнью, это может быть интерпретировано в том же виде. Агамбен говорит, в частности, о том, что политика – это сфера не цели в себе и не средств, подчинённых цели, а чистого опосредования без цели, это поле для человеческих действия и мысли.
Британский музыкальный критик Симон Рейнольдс в 2013 году так отзывался о современной музыкальной индустрии: «В действительности прогрессивное течение в электронной музыке представляет собой манипулирование во-многом лишь средствами техники для создания произведений, которые физически невозможно было бы исполнить на живых инструментах в реальной жизни». По его мнению, этот факт превращает искусство создания музыкальной композиции в «науку тонкого программирования» для удовлетворения запросов продюсеров, а также чтобы произвести впечатление на всех особой концептуальностью и носить марку от критиков об особом авторском стиле, найденном у них. По его словам, приходится признать, что коннотации, в которых высвечиваются грани талантов некоторых даровитых исполнителей, например, такие как «прогрессивный» или «интеллектуальный», – обычно просто признак того, что медиа готовят стартовую площадку для создания очередного авторского профиля с будущими концептуальными альбомами с горизонтом планирования долгосрочной карьеры.
Конечно, артистизм какого-нибудь героя новостных сюжетов о звёздах, который находит проявления в его повседневной жизни или общении с журналистами, – это всегда интригующий компонент творческой среды. В каком-то плане, биография музыкальных исполнителей, художников или актёров может быть прочтена как отдельная история достижений целей и борьбы с проблемами, которая должна потом олицетворить для них какой-нибудь важный этап карьеры, и, несмотря на какие-то обобщённые практики внутри каких-то единых для них сфер деятельности, нести дидактический, поучительный характер для наблюдателей. Поэтому внешняя заполненность индустрии кино и др. медиа-символами, коммерциализация или атрибуты уровня признания шоу-персон у людей, вызывающие ажиотаж у кинотеатров, наличие постоянной шкалы ожиданий к той или иной личности и что она делает, имеют вполне оправданное объяснение в природе человека. Картезианский поворот учитывает факторы действительности в несколько своём единстве измерений, и как дамские романы существовали в эпоху 17-18 вв., так и сфера шоу-индустрий есть вмещение полярных точек зрения на культуру. Главное, чтобы апперцепция совпадала с этическими нормами, а норма графомании на каждый тот или иной образец творческой деятельности носила утилитарный характер по меркам самих потребителей того или иного, не самого высокого жанра.
Именно поэтому высокая культура никуда не ушла и в XXI-ом веке. Во многих работах современных мастеров угадываются традиции вечных произведений прошлого, глубокие идеи находят своё отражение в лирике, в картинах и шедеврах кинематографа и по сей день и задача, на настоящий момент, найти тех авторов, которыми движет глубокая творческая сила.
Современная специфика использования монтажа и hyperlink-кинематограф
Настоящей квинтэссенцией сути производства образно-поэтической системы посредством кино-творчества выдвигается стать в последнее время такой жанр, как hyperlink-кино. В других наименованиях, жанр этого кино может звучать, как фильмы с разными связанными друг с другом повествованиями или также экранные работы с перекрёстными линиями сюжетов. Использование этого стиля это достаточно популярный нарративный инструмент в руках режиссёра современности, позволяя ему отображать разные линии сюжета в их сочетании неожиданным и интересным способом. Эти фильмы чаще всего предусматривают за собой целый ансамбль актёрского состава и зиждутся на темах любви, потери или человечности. Особый способ вести рассказ, управляя двумя или несколькими линиями повествования, отличая себя от т.н. нелинейного нарратива, позволяет создавать перекликающиеся мотивы в разных историях и вести сценарий опираясь на эти мотивы, чтобы потом, например, эти линии пересеклись.
Для построения гармоничной фабулы с чёткой идейной выразительностью в кино элемент разных параллельных или соперничающих наравне сюжетных констант чрезвычайно важен. Во-первых, обычно короткие по средним меркам для ознакомления со своим содержанием работы кино-искусства, в отличие, скажем от литературы, где нужно несколько дней для прочтения книги, требуют специальной формы отображения реальности, где легче показать героев в их противопоставлении, чем тратить время на отражение отличительных характеристик персонажа и комплекса его морально-этических норм. Во-вторых, прославленный театральный режиссёр Константин Станиславский видел на чаше весов с важными замыслами сценической работы огромный перевес в сторону изображения сквозной темы. Исходя из того, что сквозная тема ведёт как будто за ниточку всю событийную цепь любого рассказа, можно прийти к выводу, что, чем вариативнее весь сюжет, тем лучше она себя проявляет.
Конечно, сверхзадача, или сверх-идея какого-нибудь героя – это то, что рассматривается в анализе кинофильма в первую очередь. Симптоматично, что она может видоизменяться в ходе сюжета, что разные герои одной истории могут иметь разные сверх-идеи и также то, что под воздействием какой-либо тенденции (общего процесса, характеризующего условия действительности, проявляющиеся в произведении) герой начинает действовать в соответствии с этой тенденцией, при сверхзадаче в корректировке к новой обстановке. Кстати, последнее открыло огромные возможности в кино для демонстрации условий и их воздействия на героев с разных ракурсов, благодаря приёму монтажа.
Монтаж, заключая в себе такие вещи, как склейка и нарезка кадров, предоставляет возможность создателям фильма заполучить скрытый потенциал своей ленты минуя фиксированную экспозицию кадра, сосредотачиваясь на значимых моментах и формировании зрительного образа на основе только подчёркивающих идейную структуру произведения элементах. Если нужно прослеживать сиюминутную деятельность одним съёмочным актом, тогда используется последовательный монтаж. Существующий приём параллельного монтажа – это уже более развитая техника, она позволяет передать в разных сценах вещи, происходящие параллельно друг другу, т.е. либо снабдив одну сцену эпизодами из другой сцены послуживших причиной тому событиями, либо характерными общими планами на особенности ситуации вокруг событий (некий фон), либо вытекающими из основного сюжета событиями или их истолкованием. Но в большей степени такой вид монтажа, как перекрёстный монтаж является распространённой изобразительной формой, используемой при редактировании съёмочного материала.
Перекрёстный монтаж как раз и показывает картинку с разных углов, позволяя чередовать как кадры с основными действующими лицами в фокусе и второстепенными персонажами, так и сцены в разных пространственных и локальных точках, так и одновременно проходящими в повествовании кусками полотна произведения, имеющими отдалённое отношение друг к другу и призванными помочь раскрыть подоплёку события с помощью каких-то биографических или эпизодических данных о героях фильма. Прямая связь между одними и другими героями в объективе камеры является основой для использования перекрёстного монтажа.
В первую очередь этот вид монтажа подчёркивает внутренний драматизм сцены. Кроме того, таким образом можно выделить волнующий или тревожный момент и на первых этапах своего появления этот приём использовался в фильмах ужасов Альфреда Хичкока. Также перекрёстный монтаж был использован одним из первых в фильме Фрэнциса Форда Копполы «Крёстный отец» 1972-го года. Фиксирование кадра сначала на стреляющих членах мафии, а затем на их оппонентах с противоположной стороны стало излюбленной новинкой в то время в изображении перестрелок.
Перекрёстный монтаж использовался в фильмах «Молчание ягнят» Джонатана Демми, снятом в 1991-ом году, и в ленте «Дом у озера» 2006-го года режиссёра Алехандро Агрести, в комедийной драме Дэвида Френкеля того же года «Дьявол носит Prada», пока не стал наиболее зарекомендовавшим себя монтажным способом выражения сценической затеи фильма. Тот уровень спектра задействования этой техники у Кристофера Нолана в фильмах «Тёмный рыцарь» (2008) и «Начало» (2010) по идее должен говорить об особенной важности его, вообще, в структуре повествования, однако многие режиссёры и сценаристы избегают использования слишком часто этого приёма, определяя его в некотором плане отвечающим лишь строгим нуждам.
Тем не менее, многие сценаристы и режиссёры стали приходить к выводу, что элементы драматизма и живописность действия лишь немногим способствуют развитию кинематографии. С появлением hyperlink-кинематографа, фильмов с разными сюжетными завязками, и начал развиваться смешанный, или гибридный, тип монтажа (сочетание параллельного и перекрёстного монтажа). Также некоторые режиссёры 2000-х гг. изобретали новые нарративные методы репрезентации кино-труда, такие, как полиптих, – являющиеся работами, разделёнными на части разными короткими кинолентами («Париж, я люблю тебя», 2006). Однако фильмы именно с пересекающимися сюжетными линиями наиболее глубокие и правдивые с точки зрения отношения к традиции воспроизведения культурных норм и моральных положений душ, чающих высокими идеалами добиться признания, поэтому в вопросах культурного задействования сюжетов близких эпохе эти виды кинолент наиболее интересны.
Наверное, первой работой в этом стиле был фильм «Короткий монтаж» 1993-го года, рассказывающий о каждодневной жизни обитателей пригородов Лос-Анджелеса. Фильм сталкивает разные отношения к вопросам того, как должны протекать взаимоотношения между разными людьми, каким следовать нормам в личных встречах и случайных свиданиях. На съёмках приняли участие такие люди, как Энди МакДауэлл, Джулианна Мур и также это стало одной из первых актёрских работ Роберта Дауни мл.
Также из более-менее значимых работ в области смешивания сюжетов в 90-х гг. можно выделить работу «Чункингский экспресс» и «Магнолия» с Томом Крузом и также Джулианной Мур.
В 2004-ом году увидела свет работа «Столкновение», ставшая вторым по счёту участием Людакриса в киносъёмках. И здесь уже достаточно зримо проводится перспектива на отражение героя внутри колеи событий других людей, как транзитная полоса проходя через соседствующие государства отражает в себе общее законодательство для всех. Понять концепцию разделения контроля как инструмента не для всех, находясь в ситуации разделения на расы и нации, мотивированных криминальными законами субъектами и лицами определённых страт общества, вызван герой этой истории и мы, зрители, чтобы увидеть, что доказательство своей сверх-идеи – порой сложный вызов для человека, если не совершать выбор между судьбой, поставленной на самотёк, и нравственными приоритетами.
Работа европейского кинематографа «Билет на поезд», выпущенная в 2005 году, это, скорее, попытка осознать реальность через культуру разного времяпровождения, которая имеет выражение в среде обитания, становящейся неким социо-культурным феноменом. Проводя общую грань повествования через три сюжетных линии, связанных одной деталью – поездкой в поезде, – мы видим, как мир экстраполируется на пространство со своими специфическими свойствами и культурой поведения.
Ещё одна работа, концентрирующая внимание на обособленности одних от других, – «Связи нет» 2012 года и в ней в условиях новой реальности межкоммуникативных личностных отношений жизнь вторгается под новым ракурсом, чтобы напомнить о своём существовании. Одних она соединит, но в дом других принесёт скорбь и сожаления.
Стоит отметить, что пересекающиеся сюжеты в лентах российских режиссёров также использовались. В 1998 г. под руководством Карена Шахназарова был выпущен фильм «День полнолуния» с Андреем Паниным. Перекликающиеся судьбы людей не из своей среды, диджея, показанного в момент покушения серийного убийцы и ещё нескольких персонажей должны были подтвердить непрекращавшуюся борьбу за обладание культурным паритетом при решении спорных вопросов. Вопрос морального долга, в принципе, не стоит перед участниками событий, сопровождаемых неким социальным сдвигом в нашей стране, но ещё меньше герои ленты готовы размениваться перед обстоятельствами. В каком-то плане это демонстрирует лишний раз какую-то театральность пелены тех минувших дней, когда необходимость выделяться среди других заострила, скорее, не очень высокий уровень культуры, нежели надуманность вполне с документальной точностью показанных режиссёром ситуаций и положений. Неестественным это не назовёшь. Разве что появления А. С. Пушкина в исполнении Евгения Стычкина где-то в калмыцкой степи как-то не ждёшь особенно, но туда культура заезжает только с таким пока багажом.
30+ работ hyperlink-кинематографа, которые стоит посмотреть сегодня раскрыть на этой странице Для того, чтобы наслаждаться музыкой бывает мало извлечения из музыкальных инструментов звуков в унисон, нужно чтобы что-то перекликалось с нашими ощущениями, была ведущая музыкальная мелодия, пронизывающая всё произведение, дополнительные ряды из звукового сопровождения, акустические переливы, которые бы вели к кульминации и держали настрой. Этой цели служит полифония – т.е. благозвучность и гармония разных музыкальных инструментов. Полифония – это известный уже много веков способ воспроизведения музыки, но является он основой хорошей композиции и сейчас. Такая особенность музыкальной работы как полиритмия – это сочетание в одновременности двух или нескольких ритмических рисунков. Полиритмия в широком смысле – объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмических рисунков (например, в одном голосе – четвертные, в другом – восьмые). Это явление характерное для музыкальной культуры стран Африки и Востока, а также общая норма для многоголосия европейской музыки и уже начиная с мотета 12-13 вв. – необходимое условие полифонии. Полиритмия в узком смысле – такое сочетание ритмических рисунков по вертикали, когда в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица, получается, что на выходе бинарные деления не формируют такт, а его обслуживает совпадение тона в разноположенных темпоральных участках. Этот феномен внутри полиритмии называется в музыкальной теории полихронностью. Динамическая функция гармонии с её кварто-квинтовыми связями стала отступать перед фоническим началом с присущим ему терцовым отношением тональностей, которое открыло красочное богатство мажоро-минорных гармонических систем. Полиритмия стала характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, а также для А. Веберна, кроме того, композиторов 1950-60-х гг. XX-го века, а её каноны стали признаны общими эталонами для более современной музыки, образно подбирающими свои аранжировки с поиском контрапункта в композиционном рисунке. В период 1960-80-х гг. уже было определённое число талантливых авторов песен и действующих групп в разных жанрах, которые учли важность многослойной концепции в аранжировках. Включение контрапункта в формате частного сведения коротких мелодических секвенций, независимых друг от друга, в ткань произведений бытовало в инструментарии композиторов минималистической музыки. В блюзе и джазе активная басовая линия, встречные мелодии и некоторое даже узурпирование гармонии трансформировали музыку в формат более пригодный для прослушивания, возбуждая воображение и избегая слишком большого сосредоточения на звуковых ощущениях у слушателей. Часто наложение нескольких музыкальных слоёв встречалось у Стиви Уандера, использовавшего линейный подход изложения музыкальной формы в аккомпанементе своих песен. Тем не менее, интонационная выразительность голосов в фактуре ещё сохранялась в этом направлении музыкального творчества ещё приличное время. Активное применение контрапункта всё же не всегда выступает единственной насущной задачей для исполнителя. Свойством полифонии в композиции с характерной полиритмией может предстать ещё фуга, которая содержит имитационное экспонирование темы и её дальнейшие проведения в разных голосах в контрапункте и для выполнения условий гармонии. Возвращение тональности и темы характеризуется репризой. Масштаб репризы в сравнении с экспозицией обычно меньше, иногда с одним проведением темы. Для каждого стиля музыки стало свойственным своё выполнение задач полифонии и достижения полиритмии в композиции. Обычно музыканты используют разные формы произведения, которых стараются придерживаться, чтобы быть верными своему авторскому амплуа. Например, трёхчастная форма, сонатная форма, форма рондо или вариации – это наиболее часто встречающиеся особенности исполнения в популярной или композиторской музыке. Композиторы редко ограничиваются одним единственным исполнением композиции. Авторы популярных песен повторяют целые отрывки, классические композиторы используют вторые проигрыши, а бродвейские создатели возвращают ключевые песни в мюзикл. Все подобные вещи являются репризой, что добавляет оживляющие моменты в концертах и выступлениях. Кроме того, это ещё и мотивы, которые повторно появляются во фрагменте классической сонаты или в саундтреке к голливудскому фильму. То же самое относится и к песням, которые звучат в конце мюзиклов. В классической музыке репризы чаще всего встречаются среди пассажей сонатной формы. Кино-композиторы с помощью реприз придают персонажам и обстановке определённые мотивы. Скажем, в сериях фильмов «Звёздные войны» композитор Джон Уильямс создаёт отдельную музыку для тех, кто связан с Силой и Тёмной стороной, и эти мотивы проигрываются разными по звучанию пассажами в течение всех серий. Также этот приём использует в создании саундтреков к фильмам Ханс Циммер. В мюзиклах репризы используются по мере развития ситуаций и появления персонажей. От старых классических произведений, таких, как «Юг Тихого океана» и «Чёртовы янки», до современных бродвейских хитов, таких, как «Авеню Кью» и «Гамильтон», почти невозможно увидеть мюзикл, в котором не было бы реприз. Джазовые музыканты используют репризы при переходе из главной части в соло и обратно, знаменуя собой особую акцентировку репризой, – этой техникой, например, филигранно владеет Херби Хэнкок. В поп- и рок-музыке, в основном, имитируется составная часть возвращения в начальную тональность проигрышем тех же аккордов или вокальным хуком, поэтому реприза не прослеживается в таких композициях, если не считать больше исключений из правил. В 2011-ом году студией Ubisoft была выпущена видеоигра Driver: San Francisco. Звук игры был сведен в Pinewood Studios, которая известна по кино-франшизе о Джеймсе Бонде. В саундтреке этой игры удалось собрать большое количество композиций, как полифонического звучания, так и чисто с полиритмией музыкального строя, видимо, чтобы сохранить общую стилистику игры и ни с чем не сравнимый гейм-плей. На протяжении её прохождения вам будет сопутствовать звуковая дорожка, спродюсированная Ричем Эйткеном из компании Nimrod, занимающейся созданием музыки для видеоигр, обладательницей премии MTV Music Awards. Марк Кэнхэм, также сотрудник этой компании, написал оригинальную партитуру и основную тему к этой версии «Драйвера». В этой игре можно услышать песни абсолютно разных жанров: фанк, хип-хоп, электроника, альтернативный рок и хард-рок, которые смогут удивить слушателя широтой использования полиритмии в современном музыкальном творчестве. Саундтрек видеоигры Driver: San Francisco, список всех композиций раскрыть на этой странице 01. 22-20s — The Devil In Me 02. Agnostic Mountain Gospel Choir — 10,000 Years 03. Alan Hawkshaw — Beat Me Till I’m Blue 04. All Thieves — Only Of You 05. Archie Bronson Outfit — Cherry Lips 06. Aretha Franklin — Rock Steady (Alt Mix) 07. Basement Freaks — Gypsy Breaks (Tal M Klein Remix) 08. Beastie Boys — Suco De Tangerina 09. Beck — Black Tambourine 10. Big Joe Louis And The Soul Investigators — Go-Go Train 11. Billy Boy On Poison — On My Way 12. Black Rebel Motorcycle Club — Weapon Of Choice 13. Brain Children — Future Flights 14. Clarence Wheeler And The Enforcers — Right On 15. Coldcut — Everything Is Under Control 16. Death In Vegas — Sons Of Rother 17. Desert Sessions — Subcutaneous Phat 18. DJ Shadow — 100 Metre Dash 19. Ladytron – Ghosts 20. DJ Shadow — Dark Days (Main Theme) 21. Dr Rubberfunk Featuring John Turrell — Northern Comfort 22. Dr. John — (Everybody Wanna Get Rich) Rite Away 23. Edenheight — Peaceboy 24. Editors — In This Light and On This Evening 25. Eels — Prizefighter 26. Elbow — Grounds For Divorce 27. Fatal — Tuned Up 28. Funkadelic — As Good As I Can Feel 29. Heavy Trash — Good Man 30. Hound Dog Taylor — Sitting At Home Alone 31. Jamiroquai — Whatever It Is I Just Cant 32. Kram — Ridin’ High 33. LCD Soundsystem — No Love Lost 34. Leaving The Fold — On You 35. Liars — Plaster Casts Of Everything 36. Liftoff — Kool It Man 37. Maps — Let Go Of The Fear 38. Marlena Shaw — California Soul (Diplo Remix) 39. Narco — Worth It 40. Noisettes — Don’t Give Up 41. Northern Lite — Cocaine 42. OC Tolbert — Along Came A Woman 43. Overseer — Pump Action 44. Pedro — Fear & Resilience (Cherrystones Remix) 45. Presets — Steamworks 46. Primal Scream — If They Move, Kill ‘Em 47. Primal Scream — Kowalski 48. Queens Of The Stone Age — Lost Art Of Keeping A Secret 49. Recoil — Backslider 50. Robert Palmer — Sneakin’ Sally Thru The Alley 51. Seasick Steve — Big Green and Yeller 52. Southside Movement — I’ve Been Watching You 53. Span — Baby’s Come Back (Radio Edit) 54. Stephen Yerkey — Link Wray’s Girlfriend 55. Sugarman 3 — Funky So And So 56. The Black Keys — Black Door 57. The Black Keys — Strange Times 58. The Black Keys — Your Touch 59. The Chi-Lites — Are You My Woman 60. The Cure — Labyrinth 61. The Dirtbombs — Chains Of Love 62. The Flaming Lips — The Sparrow Looks Up At The Machine 63. The Heavy — Big Bad Wolf 64. The Heavy — How You Like Me Now 65. The Heavy — The Sleeping Ignoramus 66. The Herbaliser — On Your Knees 67. The Hustlers — Inertia 68. The Prodigy — World’s On Fire 69. The Stooges — 1969 70. These New Puritans — We Want War 71. TV On The Radio — Wolf Like M 72. Two Fingers — Two Fingers 73. Two Lone Swordsmen — Born Bad, Born Beautiful 74. U.N.K.L.E. — Eye For An Eye 75. U.N.K.L.E. — Unreal 76. Viva Voce — Devotion 77. zZz — Soul 78. Marc Canham — The Driver (UNKLE Re-Interpretation) 79. The Fabulous Nimrod Do-Da Band — Bonus Level Music 80. Marc Canham — Main Theme 81. Marc Canham — Race Against Death (Main Menu Theme Remix) Иногда искусство полиритмии может использоваться в жанрах, где музыка основана на элементах своеобразной исполнительской манеры, обычно ограниченных рамками жанра. Так, в хип-хоп музыке можно освидетельствовать применение таких композиционных приёмов во время становления прогрессивного хип-хопа. Имея широкий диапазон тематики жанра – от идей преобразования общества, о которых поётся в песнях этого стиля, до музыкально-стилистических экспериментов – это течение основывается на авангардных подходах и обширном спектре влияний, таких, как джаз, рок и соул. В этой связи можно выделить группу Outkast, которая выпустила в 2003-ьем году экспериментальный и эксцентричный двойной альбом Speakerboxxx/The Love Below, состоящий из виртуозного рэпа Big Boi и песен о любви Андре 3000. Сочетание разных мелодических линий и достижение контрапункта здесь происходит за счёт использования разных приёмов музыки: строгие техно-ритмы, фанк-грувы и многоголосый соул-вокал ложатся на изобретательное оперирование ритмическим рисунком с неортодоксальным стилистическим переходом в импровизации. Избегая упоминания о преступности или насилии, Big Boi на этом альбоме затронул темы жизни родителей-одиночек, организованной религии, ущемления гражданских свобод после 11 сентября, проституции и моды на определённые привычки и манеры среднего общества, сделав подтекст событий указующим элементом на ситуативные компоненты окружающей действительности. Также удивительным звучанием полифонии и художественной ритм-секцией обладают работы Джея Рока, выпускающегося на лейбле своего коллеги-рэпера Кендрика Ламара Top Dawg Entertainment. А на лейбле Mello Music Group существуют записи Пита Рока, исполнителя прогрессивного хип-хопа с самых первых времён. Интересно также, как полиритмия перекочевала в экспериментальное поле, в отношении к жанру экспериментальный биг-бэнд. Насыщенный авангардным влиянием и свободной импровизацией, этот стиль более широко акцентирует мелодические и тональные переходы в терциях, грациозно выводя пассажи с использованием полиритмии в ещё неизученную область ритмов разной насыщенности. Очень часто в этом жанре ансамбли поют на темы духовности, научной фантастики и афрофутуризма. От прослушивания композиций создаются яркие, часто непредсказуемые впечатления. Артисты и ансамбли, такие, как Globe Unity Orchestra и Sun Ra Arkestra, являются лидерами в этом жанре, исследуя обширные звуковые ландшафты, которые бросают вызов музыке биг-бэндов и переосмысливают её. Благодаря сложным аранжировкам, коллективной импровизации и бесстрашному подходу к созданию звука, экспериментальный биг-бэнд предлагает особый, захватывающий опыт прослушивания, который бросает вызов традиционным жанровым границам, отражая эклектичные влияния и новаторский дух его исполнителей. Одними из интереснейших представителей этого жанра являются группы The Tango Saloon и Flat Earth Society. Искусство старается по-особому представить одновременность влияний разных тем и разные грани того, как можно смотреть на реальность. Отставая от кино и музыки в динамичности происходящего, оно улавливает суть момента одним изображением. Примером отличного совмещения разных положений взгляда на воспринимаемый образ может считаться уже работа художника Ф. Сурбарана «Молитва Святого Бонавентуры», написанная в 1629-ом году. Эта история о том, как святой разрешил спор кардиналов по поводу избрания папы римского и указал им достойного кандидата. В одном формате автор соединил два разных события в разных местах, не связанных последовательно, а происходящих параллельно. В правой стороне – спорящие кардиналы, в левой – молящийся в келье Бонавентура. Важным моментом в иконописи было желание уловить взглядом окружающий пласт разных тем в изображении святого образа. Икона способна оформить всё жизненное пространство объектов религиозного почитания в разные моменты их истории в границах одной картины-мозаики, собранной из историй человеческой жизни (например, «Никола Зарайский с житием», XIV век). Художников модерна привлекали формы, элементы декора, мотивы, техника исполнения. Но существует и более глубокий взгляд на их творчество, касающийся их техник стилизации. Например, художники не просто слепо копировали египетские образцы, а творчески интерпретировали их в соответствии с эстетикой стиля и своим мироощущением. Они воспринимали египетское искусство как некий заданный прототип для дальнейшей стилизации, когда мастер обобщённо, условно изображает предмет, как бы только намекая на него. В процессе такой интерпретации первоначальный образ сглаживается и остаётся ощущение прикосновения к египетской атмосфере, как производному качеству общих каких-то характеристик цивилизации. Этот стилевой прием можно проследить на примере картин австрийского художника Густава Климта. Так, в картине «Портрет Адели Блох-Бауэр I» отсутствуют египетские аксессуары, но условность изображения, золото декоративно-плоскостной композиции, включение в декор египетских символов сближает её с египетскими папирусами и росписями. Героиня Климта вся богато украшена декоративным орнаментом, который имеет знаковый смысл и прочитывается как текст. Вместе с тем, представители модерна использовали и прямые цитаты древнеегипетского искусства. Во фреске для Музея истории искусства в Вене Климт изображает на фоне священного сокола обнажённую женщину в египетском парике с пекторалью на груди и с египетским крестом анх – символом Египта, жизни и бессмертия и, одновременно, символом единства мужского и женского начала, символом нового рождения. Кроме стилизации художники используют ещё разные методы акцента на сближении изображаемых фигур с элементами извечности. «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, написанный в 1434-ом году, благодаря особой манере именно моделировки, а не выделением пластичности, может быть образцом искусной передачи форм человека в соответствии с его анатомией для анализа зрителем и лучшего погружения на ближнее расстояние к героям. Задний план с обиходом того времени прочитывается как символизм эпохи, находя себя на разных параболах вращения маятника художественного кода с фигурами на плоскости. Рождение кинематографа вызвало появление такого раздела в футуристической живописи, как симультанизм (одновременность). Важной художественной идеей футуризма стал поиск пластического выражения стремительности движения, скорости как основного признака темпа жизни, так убедительно показываемого в кинофильмах. Кино становится для живописи альтернативной реальностью. Однако приёмы симультанизма появились в творчестве художников задолго до возникновения синематического искусства, и ещё первые практики симультанизма известны в архаических рисунках шумеров и скульптуре из дерева у индейцев в доколумбовой Америке. В поисках интересной композиции Леонардо да Винчи часто на одном листе демонстрировал её разные варианты, не скрывая и не стирая своих предварительных зарисовок («Мадонна с кошкой», 1478). Сохраняя отдельные фазы движения, он создавал для наблюдателя иллюзию взгляда сверху, сбоку или снизу. Э. Уорхол применил симультанизм в «Автопортрете» (1978), «Револьвере» (1982) с целью внести в изобразительную неподвижность динамику, свойственную данным объектам в естественных условиях. В нынешнюю эпоху высоких скоростей и темпов жизни ни один киножанр не обходится без «action», особой энергетики. В силу этого уже сам кинематограф начинает обозначать симультанизм, использовать симультанный монтаж. Для фиксации зрителем некоторых моментов движения создатели фильмов начали членить на фазы безудержный темп, разрушая пластичность, воспроизводить его мгновения («Матрица», режиссёров Энди и Лари Вачовских, 1999; «Пророк», режиссёра Л. Тамахори, 2007; «Области тьмы», режиссёра Н. Бёргер, 2011). Динамическая дискретность в кино и живописи – детерминированная составляющая, обогащающая язык искусств.
Разные формы композиции и использование полиритмии в современной музыке
Сочетание разных планов в искусстве