Феномен отстранения и как он сформировался
Неоднородность социального пространства, различия социально-статусных позиций отдельных индивидов и групп формируют их неоднородную психоэмоциональную сферу, неодинаковое качество сознания, отношение ко всему, что происходит в мире и, как следствие, существенные отличия в мере восприятия одних другими. В основном, оперируя разными подходами к исследованию восприятия людей, больше всего противоречивых показателей даёт человеческая установка на других людей, на какие-то вещи. Мы можем как учитывать логическую обоснованность установки в изучении человека, так и замечать очень часто отклонение поведения индивидуума от объективных расценок и ожиданий.
Установка – это неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Установка предваряет и определяет развёртывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Она обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.
Однако есть также такое явление, которое было отмечено разными психологами и введено в психологический тезаурус Абрахамом и Эдит Лачинсами, как эффект установки. Исследователями данного вопроса был отмечен такой факт, что решая какие-то задачи в своей повседневной деятельности, человек привыкает к использованию какого-то одного метода их решения и не использует более простые способы, хотя они и подразумеваются по логике. Индивид вырабатывает одно решение, которое потом переносит на другие задачи с иными условиями, что мешает увидеть изменившиеся условия задачи. Кроме того, в ходе опытов замечено, что периодически индивиды используют искусственную подгонку условий, требований или ограничений под какое-либо решение. Эффект установки часто называют «золотым молотком», учитывая что он появляется в рабочей среде и в кругу компьютерных разработчиков, а также на управленческом уровне.
Это вовсе не является негативным эффектом психологической установки. Иногда в работе встречаются такие трудности, как сопряжённость перехода на какую-нибудь новую технологию в предприятии с риском, простота использования предыдущих технологий в области оценки характеристик и планировании, либо по политическим причинам, например, из-за больших инвестиций уже вложенных в проект.
Также существует ещё одно явление – акрасия, – это совершение человеком не того поступка, который кажется ему правильным. Такое специфичное поведение человека было известно ещё философам Сократу и Аристотелю, а также Апостолу Павлу и Аврелию Августину, которые давали описание феномену. Казалось бы, опять же, наличие иррациональности в действии может пошатнуть веру в позитивные качества установки, как психологического состояния. Но не всё лежит на поверхности.
Установка кроме своего влияния имеет ещё свойство заставлять человека реагировать заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Понятно, что если бы мы затрачивали большое количество времени на анализ задачи и подбор целей, мы бы упустили что-то важное из вида. Поэтому попыткой удержания в восприятии нескольких факторов, даже не совсем нужных для предметной ситуации, может вполне объясняться такой эффект, как акрасия.
Вообще, установка человека проходит во время её задействования в границах мнений, убеждений, но также и эмоций к другим людям или в формировании поведения. Установки формируются под влиянием других людей (друзей, СМИ), начиная кристаллизоваться к 20-30 годам у человека, а также существенно инсценируются на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Теоретически общую психологическую установку человека можно трактовать как с позиций более широкого набора опытных образцов его арсенала-аналитика качеств других людей, так и с позиций предвзятости или слишком стойких убеждений. Но в большинстве ситуаций установка не мешает обратной связи с другими людьми. Установка также бывает полезна в формально-ролевых отношениях между людьми, когда коммуникация концентрируется на классовых соотношениях между индивидами, на выяснении социальной роли актора коммуникации.
Истоки возникновения феномена отстранения (брэкетинг)
Среди научных теорий, которые нацеленно работают с восприятием человека и условиями его обнаружения, может быть социокультурная феноменология, либо, по-другому, феноменологическая социология. Основываясь на философской феноменологии Эдмунда Гуссерля, изобретатель вышеуказанной теории Альфред Шюц предложил новый микросоциологический подход. Шюц наблюдал за тем, как обычные члены общества как будто создают и воссоздают мир, в котором они живут, свой жизненный мир.
Для Шюца было важно заключить в скобки сильно усвоенные вопросы жизни, чтобы правильнее понять жизненный мир исследуемых социальных объектов.
Исходная посылка феноменологической социологии: индивид не является пленником социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается нами, зависима от нашего сознания и наших её интерпретаций. Соответственно, в фокус внимания социологии должна попасть человеческая субъективность. Однако взгляд на неё с позиции внешнего наблюдателя как минимум непродуктивен, не позволяет «пробиться» к её истокам. Следовательно, необходимо погружение в мир, в котором живет человек, то есть в мир жизни или жизненный мир.
Однако как узнать человеческую субъективность обычному наблюдателю, и так в жизненном пути своём загруженном повестками политических фракций, императивами из культуры и СМИ? Об этом немного позже.

Итак, любая адекватная своему предмету социологическая стратегия должна:
1) исходить из «взятия в скобки» вопроса о существовании мира объектов вне сознания;
2) провести феноменологическую редукцию, то есть освободиться от «предвзятостей» видения и обнаружить исходное значимое для всякого субъекта, разделяемое им (но не независимое от него);
3) зафиксировать естественную установку (естественное, «незатемнённое» наработанными условностями и абстракциями непосредственное отношение к миру), которая возможна только в жизненном мире;
4) дать анализ-реконструкцию возможных согласований-пониманий, достигаемых субъектами в интерсубъективном взаимодействии-общении и выявить основополагающие принципы и механизмы конструирования при этом социокультурного мира.
Звучит, можно согласиться, несколько сложно. Но на основе этих изысканий был сформулирован подход брэкетинга, который заключается в отстранении от ситуации, дабы избежать предвзятого мнения, чтобы полностью осознать пережитый опыт от взаимодействия с субъектом/объектом. Изначально похожее свойство было продекламировано у Аристотеля и Пиррона и носило название «эпохе». Больше брэкетингом видится, прежде всего, эффект установки, как сознательный отказ от общепринятых психологических установок или политических надстроек в анализе той или иной вещи. В противовес этому эпохе напоминает простое созерцание, вне каких-то общих суждений вообще. Но в плане эффекта установки, или «золотого молотка», он может быть полезен, как считал Гуссерль, в той мере абстрагирования от условных единиц характеризирования человека, в которой он оперирует, чтобы разнообразить обычный опыт от взаимодействий с другими и коммуникации.
Предпосылки к формированию установок
Жизненные силы человека определяют масштаб использования своего пространства для воспроизводства и совершенствования жизни. Развитие способности к осознанию способа деятельности попадает в живую ткань человеческого единства с природой и обществом, развития творческих сил и способности личности. Темпоральный аспект смысла поддерживается нашей памятью и историей, что позволяет обрести нам личностную идентичность.
Со времён истоков развития прогрессивной мысли цивилизованный мир уже прошёл через несколько стадий формирования оценочности суждений и выстраивания какого-то конструкта мира. Например, в идеализме всё преподносится с позиций главенства идей над материей в мире, поэтому человек учится видеть важность того, что он испытывает или что мир заставляет его испытывать в ходе жизнедеятельности. Волюнтаризм при схожих началах траектории теории помог избавиться человеку от боязни последствий в поисках себя, вдохнул идею роли человеческой воли в развитии природы и общества. Конечно, культурная память прогрессивного индивида должна синхронизировать в подкорке все эти подходы в его жизненной сфере, но возникают и негативные факторы: культурный шок, дезинтеграция групп и целых стран привносят в эту славную картину мира несогласованность, беспорядок.
Всё же, современное общество характеризуется наличием огромного количества разнообразных социальных групп, различающихся по целям, содержанию деятельности, способу объединения, характеру функционирования и другим критериям. В системе существующих отношений каждая из них занимает свое определённое место. Члены каждой группы, большой или малой, находятся в постоянном общении друг с другом, в результате чего происходит формирование групповых взглядов, норм поведения и настроения. Деятельность человека становится обусловленной теми социальными нормами и ценностями, которые закреплены в сознании индивида в виде установок, убеждений, стереотипов и навыков.
Российский экономист и социолог Иосиф Дискин в книге «Новая Россия. Коридоры возможного» делает более детальный взгляд на отношение именно индивида к своей групповой принадлежности, т.к. коллективное сознание в своём исходном виде, в том виде, как есть, ещё не может побудить в человеке ни волю, ни желание самоидентифицироваться с помощью установок.
Как полагает Дискин, магистральные и специфические траектории трансформационных изменений под вектором направления или пути общества связаны с оппозицией таких характеристик, как индивидуализм и уровень социальной интеграции. При этом что крайне важно, уровень социальной интеграции является приемлемым индикатором качества институциональной системы.
Как же сочетается уровень развития индивида и общества? Дискин указывает на то, что эти характеристики и варьируются от выступающих в роли экзогенных факторов в теоретической модели норм, ценностей и представлений общества. Важным измерением глобального развития, одной из характеристик которого является рассогласование ценностей и интересов, было создание системы глобального социокультурного контроля, который компенсировал бы это рассогласование. Этой системе требовалась адекватная ценностная основа. Некоторые идеологические воззрения «прогрессистов», типа гендерной позиции против «бинарности», разные виды «новой расовой теории», стали такой целевой основой этой системе развития.
Для утверждения этой идеологии в мире начинала складываться система институтов формирования глобальных ценностей и представлений. Усилия интеллектуального «ядра», продвигавшего идеологические догмы «прогрессистов», были подкреплены глобальными медиа и культурным империализмом Голливуда.

Как видит исследователь Дискин, эта проблема уходит корнями в историю. При распаде традиционного общества шёл интенсивный процесс индивидуализации и соответствующего снижения социальной интеграции. Ярким примером такого процесса является Ренессанс, который характеризовался не только взлётом искусства, но и резким падением нравов, снижением эффективности всей системы социальных институтов. Широкую картину нравов зритель может увидеть в книге «Декамерон». Поэтому распад традиционного общества ведёт к росту универсальных ценностей, если смотреть на «веберовскую» траекторию социальной трансформации.
Таким образом, мы видим, что индивидуализм нашёл свою «народную тропу» в среде групповых обязательств, при этом не теряя зависимости от, так скажем, более полного понимания среды, как экзогенных факторов над обществом.
Но, допустим, если рассматривать те же работы «Нового Голливуда», который в 50-х и 60-х гг. XX в. бежал от рестрикций служб киноиндустрии в изображении натуральных подробностей жизни человека, таких, как обнажённое тело, уход от традиционного уклада жизни, низменные ценности или даже воспевание насилия, мы увидим не только нагрузку к глобальной трансформации. С таких позиций, это вовсе не значит о каком-то ином взгляде на индивидуализм и общество и каком-либо их противостоянии в этой «плоскости», ведь общество идёт в асинхроне с целеполаганием человека в данной модели. Но негативные примеры из жизни точно так же полезно видеть для дифференциации моральных ценностей и выяснения, что такое хорошо, а что такое – плохо. Уметь выносить критику и лицезреть тёмную сторону индивидуалистической культуры.
«Бегство от свободы» Эриха Фромма, как попытка возведения личной индивидуальности
Немецкий социолог и философ Эрих Фромм разработал теорию личности, концепцию, повествующую об этих вопросах и предполагающую, что личность представляет собой продукт динамического взаимодействия между врождёнными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Э. Фромм описывает пять основных экзистенциальных потребностей человека:
- Потребность в привязанности, соотнесённости. Человеку необходимо единение с другими живыми существами. Э. Фромм выделял три направления для достижения такого единения — подчинение (отдельной личности, группе, организации, Богу), власть и любовь. Впрочем, подчинение и власть не дают личности нормального, здорового развития. Он считает, что только любовь является продуктивной стратегией поведения, способной удовлетворить потребность человека в соединении с миром и вместе с тем дать ощущение целостности и индивидуальности.
- Потребность в трансценденции. Человек испытывает потребность в преодолении своего пассивного существования. Наделённый разумом и воображением, человек не может довольствоваться пассивной ролью твари. Он желает выйти за пределы этой роли, подняться над случайностью существования и стать «творцом» своей жизни.
- Потребность в обрастании корнями. Человек желает в буквальном смысле «укорениться» в этом мире, ощутить этот мир как свой собственный дом. Он вынужден искать новые, человеческие корни взамен на разорвавшиеся природные связи.
- Потребность в чувстве идентификации (самотождественности). Эта потребность вытекает из страха перед окружающим миром, в который человек оказывается заброшен. Чтобы не быть потерянным в нём, личности нужно сформировать представление о самом себе, сказать и почувствовать «Я есть Я». Человек нуждается в отождествлении себя с чем-либо, что находит близким. При этом необходимо ощущать свою индивидуальность, то есть понимать, по каким признакам он будет соотносить себя с чем-либо или кем-либо.
- Потребность в системе ориентации и объекте почитания. Человеку необходима система ориентиров, некий стабильный способ восприятия мира. Данная система соответствует не только потребности в определенной системе мышления, но и в объекте поклонения, придающем смысл его существованию и положению в мире. Потребность в системе ориентаций существует на двух уровнях: 1) потребность в какой-нибудь системе ориентации, независимо от того, истинна она или ложна; 2) потребность в контакте с действительностью с помощью разума, в объективном постижении мира.
Пессимизм Фромма в отношении теории психологии в книге автора «Бегство от свободы» вызван его уверенностью в важности осознания индивидуальных и социальных реалий.
В нейробиологии существует концепт «социальный мозг», широко дискутируемый в зарубежной психологии. Этот концепт определяется как особая система (группа систем) мозга, которая специализируется на восприятии социальных объектов, опосредует социальные взаимодействия и обеспечивает их осуществление. По Фромму, человеческий мозг живёт в двадцатом веке, сердце же большинства людей в каменном. Отсюда недостаточная зрелость людей быть независимыми, разумными и объективными; неспособность вынести то, что человек предоставлен собственным силам и сам должен придать смысл своей жизни; подавление иррациональных страстей влечения к разрушению, ненависти, зависти и мести, вместо этого наблюдается преклонение перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; превращение учений духовных вождей человечества в клубок суеверий и идолопоклонства.
Если принимать во внимание Зигмунда Фрейда, то в этих вопросах он не может считаться истиной во всех инстанциях. По крайней мере, Фромм к исходным заблуждениям Фрейда относит его позицию по антисоциальности человеческой природы, статичному отношению человека к обществу, а также проведение тесных параллелей между полем человеческих взаимоотношений и рынком.
Всё-таки важны этические взгляды на экономическую деятельность с позиций именно Фромма. Для объяснения этого отношения Фромм приводит две предпосылки: «Экономические интересы второстепенны и должны быть подчинены подлинному делу человеческой жизни – спасению души; экономическое поведение является одной из сторон личного поведения вообще, так что на него как и на другие стороны поведения распространяются требования морали». Возможно, под этим подразумеваются у философа разные стили идеологического поведения, которые важны в большей степени для коллективного сознания, и в меньшей для индивидуальных качеств, хотя, как это ни странно некоторые проявления индивидуализма очень чётко обозначаются в идеологической повестке.
Экономическое развитие капитализма сопровождалось серьёзными изменениями в психологической атмосфере. Время и труд приобрели большую ценность, отношение к работе стало намного боле требовательным, всех охватило стремление к богатству. С приходом капитализма средневековая социальная система была разрушена, а вместе с ней была разрушена и та стабильность и относительная безопасность, которые она давала индивиду. «Индивид стал одиноким; все теперь зависело не от гарантий его социального статуса, а от его собственных усилий».
Фромм делает трезвое замечание о том, что «право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли». Потеря собственной сущности превращает конформизацию в императив: человек может быть уверен в себе, только если живет в соответствии с ожиданиями других, в противном случае имеется риск потерять психическое здоровье. Приспосабливаясь к общественному шаблону, можно глушить сомнения по поводу собственной сущности и приобрести уверенность, но цена высока: отказ от своей спонтанности, индивидуальности и свободы. Остаётся эмоционально мертвый биологический робот. Итак, подлинный идеал по Фромму есть цель, достижение которой способствует развитию, свободе и счастью личности. Иррациональные цели, достижение которых вредно для жизни, являются ложными идеалами. Отсюда следует, что подлинный идеал – отчётливое выражение наиболее полного утверждения личности. Любой «идеал», противоречащий этому, оказывается целью патологического стремления.
Позитивная же свобода означает полную реализацию способностей индивида, даёт возможность жить активно и спонтанно. Свобода достигла критической точки, в которой она может превратиться в свою противоположность. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма. Свобода может победить только в том случае, если демократия разовьется в общество, в котором индивид, его развитие и счастье станут целью и смыслом. Проблема, с которой общество столкнулось сегодня – такая организация социальных и экономических сил, чтобы человек стал их хозяином. Путь решения, по мнению Фромма, заключается в сохранении достижений современной демократии и её прогрессе в направлении развития свободы, инициативы и спонтанности индивида; причем не только в личных целях, но прежде всего в его труде. Необходимым условием для этого является общество с плановой экономикой, которая позволила бы объединять и концентрировать усилия всего общества. Общество должно овладеть социальными процессами так же, как оно овладело природными процессами. Главное условие для этого – уничтожение тайной власти небольшой кучки дельцов, хозяйничающих в экономике, не отвечая ни за что. Важно создать рациональную экономическую систему, которая служила бы интересам народа. Важно, чтобы индивиду была предоставлена возможность подлинной активности при выполнении своей работы.
Главная проблема на пути построения подлинной демократии заключается, по Фромму, в трудности совмещения плановой экономики с активным сотрудничеством каждого индивида. Плановая экономика подразумевает централизацию и создание бюрократического аппарата, способного управлять этой машиной. Для обеспечения же активного участия каждой «клеточки» в общем деле, необходима децентрализация. «Только когда человек овладеет обществом и подчинит экономическую машину целям человеческого счастья, только когда он будет активно участвовать в социальном процессе, только тогда он сможет преодолеть причины своего нынешнего отчаяния: одиночество и чувство бессилия. Сегодня человек страдает не только от бедности, сколько от того, что превратился в винтик гигантской машины, в робота, от того, что жизнь его лишилась смысла. Победа над авторитарными системами всех видов станет возможна лишь в том случае, если демократия будет не отступать, а наступать, осуществляя те цели, к которым стремились борцы за свободу в течение последних столетий. Демократия победит силы нигилизма лишь в том случае, если сможет вдохнуть в людей самую сильную веру, на которую способен человек, – веру в жизнь, правду и свободу – в свободу активной и спонтанной реализации человеческой личности. «Вот на такой оптимистически-поучительной ноте заканчивает свой труд «Бегство от свободы» немецко-американский философ, психолог и социолог Эрих Фромм.
