Конструирование смыслов как эффект социализации
Новый информационный век породил человека нового типа – человека, как активного информационного объекта, пока, правда, не до конца осознающего эту роль. Для него в новом обществе проторена дорожка, двигаясь по которой он получает символы, знаки, идущие от других субъектов создания знаний и смыслов. В ходе своей деятельности человек использует мышление, как когнитивный приём для решения задач повседневной жизни. В ходе этого процесса у него формируются диспозиции, толкающие на действия определённым образом, и, наполняя всё более и более усложняющимися моделями понимания внешнего мира свой характер, он реализует действие того или иного верховодящего фрейма. Знания и смыслы же агрегируют модели и иные формы символического представления, которые обогащаются как в базовых для социального эпизода элементах (от религиозных икон до дорожных знаков, жестов и т.п.), так и в коллективных процессах и публичных дискуссиях (среди которых повестки, резолюции, поправки, голосования и т.п.), вечно влекущих человека и дающих богатую почву для оперирования важными событиями их жизни. Некоторые концепции когнитивной психологии, взывая к информационной компетентности, идут в разлад с большим количеством бихевиористских теорий и могут заинтересовать уже сейчас.
Прайминг
Широко известный в психологии как эффект предшествования или фиксирование установки эффект прайминга – это психический механизм, проливающий свет на действие человеческого сознания. Имеющий дело с влиянием на поступающую информацию предшествующих данных, он говорит о том, как мозг интерпретирует событие или информационную составляющую на основе также ранее полученных. Реакция на поздние стимулы исходит из некой близости и общности смыслов, в основном, это похожие изображения, близкие по смыслу слова, эмоционально окрашенные ситуации. Регистрироваться мозгом реакция может исходя из разных модальностей: зрительной, слуховой, тактильной. Из наиболее распространённых видов прайминга можно выделить эмоциональный, перцептивный и семантический прайминг.
Эмоциональным праймингом называется влияние эмоционально окрашенного стимула на последующие действия или принятие решений. Достаточно распространённый эксперимент говорил о том, что предъявленное изображение недовольного заведующего кафедрой влияет на описание студентами самих себя и своих идей в негативном ключе. Аналогичные эффекты проявлялись, например, при предъявлении представителям католической церкви изображения недовольного Папы Римского. Перцептивный прайминг – это тот, что связывается с улучшением восприятия объектов, сходных по форме с предъявленным ранее. При подобных экспериментах люди лучше дифференцируют объекты и работают с ними, если им легче представить, какой объект на ощупь и из каких элементов состоит.
Само явление прайминга было впервые выявлено на примере семантического прайминга Д. Майером и Р. Шваневельдом в 1971 г. Семантический прайминг проявлял себя, например, ускорением распознавания слова «медсестра» после ранее упомянутого слова «доктор» при включении слова «медсестра» в последующий набор не связанных слов. Прайминг-эффекты этого типа могут быть как кратковременными, так и длиться неделю или даже год, поэтому прайминг часто используют в лексических науках для заучивания разного рода синтаксических конструкций.
Перемена в человеческих диспозициях достаточно сильно заинтересовала учёных при изучении прайминга, поэтому для выявления скрытых установок на основе его был создан Имплицитный ассоциативный тест (ИАТ), помогающий определить близкие ряды объектов в сознании людей на основе личностных отношений и диспозиций к людям того, или иного типа. По сути, вся информация, получаемая нами из телевидения, газет и др. может являться стимулом, поэтому разного рода гендерные, эйджинг-стереотипы проявляются при последующем переносе на объекты независимого или личного дифференцирования.
Частным случаем прайминга является эффект привязки – особенность оценки числовых значений человеком, из-за которой она смещается в сторону ранее воспринятых чисел, даже если эти числа не имеют никакого отношения к оцениваемому значению. Это было отмечено при просьбе у группы студентов вспомнить три последние цифры номера своего телефона и после этого дать ответ на вопрос, когда готы захватили Рим. Правильный ответ 410 г. до н.э. варьировался в зависимости от величины цифр номера телефона: чем больше были последние цифры, тем более поздней была дата.
Сам прайминг встречается в реальной жизни повсеместно. Если нам сказали, что какой-то человек имеет много романов, то его желание поговорить с вами вы, скорее, расцените как попытку флирта. Такое же бывает при найме няни. Если она первым делом говорит: «Я никогда не бью детей», очевидно, что доверия к ней не будет, ведь человек, который не бьёт детей и даже не думает об этом, точно не начнет разговор с этой темы. Всем известно, что после просмотра фильма ужасов на ночь многие боятся ходить по собственной квартире. Просмотр добрых фильмов настраивает на ожидание безопасной жизни. Можно вспомнить, как в СССР не боялись отпускать детей на улицу. Это можно списать на большое количество добрых фильмов в то время по телевидению. Даже если преступность и была, детство ассоциировалось исключительно с чем-то светлым, более современная установка, что мир опасен для детей, была невообразима. В рекламных текстах существует понятие «фрейминг», прямо связанное с эффектом прайминга. Например, если вы соглашаетесь с представленными вначале данными, читая продающий текст, то мозг посчитает верной и последующую информацию и человек склонен ответить утвердительно на предложения купить или изучить близко продукт при его описании. Кроме того, в киноиндустрии и рекламе прайминг используется для найма актёров с хорошим послужным списком и обворожительных красавиц для рассказа о продукте.
Одно из исследований воздействия прайминга, показавшее, что этот эффект может значительно повлиять на поведение людей, было проведено в 1996 г. Джон Барг работал с триггерными словами, изучая тему старости и дал экспериментальной группе подборку слов, вызывающих соответствующие ассоциации. В ней говорилось, например, что старые люди – сентиментальные, или старость вызывает морщины. После теста группа переходила в другое помещение, а наблюдатели фиксировали, с какой скоростью участники идут к выходу. Получилось, что они передвигались медленнее, чем обычно, хотя они находились в возрастной категории 18-20 лет, будучи, в основном, студентами. Неосознанно имитируя пожилых людей они спонтанно привели в действие такой фактор прайминга, как влияние мыслей на действия, т. н. идеомоторный эффект. Он подтверждается в таких случаях, когда после долгого прочтения о мучениях или болезнях можно уловить специфические изменения в ощущениях в теле. Кроме того, в одном из исследований результатов экзамена было отмечено, что та группа студентов, которая предварительно вела дискуссию о преподавании в университете, справилась лучше чем, та, в которой разговаривали о жизни футбольного болельщика.
Воздействие информации и её эмоционального настроения на человека может изучаться и далее. Очевидно, что в нашей жизни невозможно отменить общий настрой направленных на наш мозг данных, потому что безличностный анализ данных – это удел компьютера, а человек всегда ищет какой-то смысл в деятельности, внутреннюю подоплёку. Тем не менее, есть ещё один режим мышления человека, который фокусируется на личном опыте индивида и опирается на коллективный разум – это оперирование личностными конструктами.
Личностный конструкт
Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создаёт и затем пытается приспособить к объективной действительности. Личностный конструкт представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный-спокойный», «умный-глупый», «мужской-женский», «религиозный-нерелигиозный», «хороший-плохой» и «дружеский-враждебный». Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Личность в данной теории представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. Если конструкт облегчает адекватность прогнозирования событий, он сохраняется личностью; если же прогноз не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или исключается. Философское понятие, выдвинутое Аристотелем, «вещь в себе» – это тип идентичности, которая интерпретируется одинаково каждым человеком. По мнению создателя теории личностного конструкта Джорджа Келли, человек каждый раз по новому истолковывает реальность и факты рассматриваются с разных точек зрения. Можно сказать, что люди сходятся только в стремлении доказать валидность конструкта, которая регулируется в пределах взаимоотношений и общих принципов приемлемости. Возражая против реализма, Келли выдвинул свою собственную эпистемологическую доктрину конструктивного альтернативизма, которая утверждает, что реальны только события внутреннего мира. Объективная реальность не существует отдельно от нашего личного её истолкования.
Насколько по-разному люди могут объяснять одно и то же событие можно рассмотреть на примере. Недавний выпускник колледжа вместо того, чтобы поступить в аспирантуру, как он намечал ранее, складывает вещи и отправляется со своей подружкой жить в отдалённой общине. Отец молодого человека мог бы объяснить такой поступок как «огорчительный» или «разочаровывающий», а его мать заявила бы, что сын «живёт в грехе». Консультант его колледжа, хорошо знакомый с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это «в поисках своей идентичности», а профессор социологии может полагать, что он просто «отрицает нормы общества, ориентированного на молодых профессионалов». Сам юноша может рассматривать этот поступок как «естественный», как «то, что нужно было сделать в этот момент».
Существуют несколько типов личностных конструктов. Упредительный конструкт имеет место быть в таких ситуациях, как, например, идентифицирование человека «мексиканцем» и формирование соответствующего облика со всеми присущими особенностями. Или относя профессору клеймо «упрямца», студенты будут отрицать возможные хорошие характеристики его личности.
Шаблонное мышление иллюстрирует тип констелляторного конструкта. Пример такого мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом». Существует в такой же ситуации и предполагающий конструкт, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. В этом случае трактовка кого-то как продавца автомобилей, является настолько подразумевающейся, что другие его личные качества не вытекают из неё. По мнению Келли полагается, что мы должны использовать гибкое мышление. Без него мы были бы обречены на неизменяемый, шаблонный и нерезультативный способ осознания действительности.
Многие проблемы вытекают из несовпадений личностного конструкта, поскольку большинство всё-таки действует в пределах своей системы конструктов. Почему, например, появляется столько споров по вопросам абортов, налогов, почему существует вечная «проблема отцов и детей».
По мнению Келли, кроме того, что личностные конструкты имеют отличительные черты, они и организованы в человеке по-разному. Это чётко указано в его выводе об организации: «Каждый человек специфически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами». Этот вывод показывает, что люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия.
Келли говорил: «Человек выбирает для себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для расширения и определения своей системы». Итак, по Келли, если мы стоим перед выбором (то есть перед ситуацией, в которой мы должны использовать наши конструкты тем или иным образом), мы выберем то, что наиболее вероятно либо расширит наше понимание мира, либо уточнит нашу конструктную систему. Иначе говоря, мы выберем полюс конструкта, который позволит понять событие более полно – то, что будет полезнее всего для прогностической эффективности нашей конструктной системы. Келли назвал это «продуманный выбор».
Например, если профессор преподает свой предмет в течение 10 лет и все эти годы читает одни те же лекции, делая это так же, как в первый год преподавания, Келли спросил бы, действительно ли у него десятилетний стаж преподавания. С другой стороны, если то, чему он учил в первый год, заставило его изменить и усовершенствовать преподавание на второй год и делать это последовательно в течение всех десяти лет, он на законном основании может заявить, что у него десятилетний опыт преподавания.
Другой важный аспект теории личностных конструктов Келли касается отношений между людьми и их конструктными системами. Это отражено в выводе о содружестве, который уточняет условия, необходимые для эффективных межличностных отношений: «Один человек может играть роль в социальном процессе, включающем другого человека, в той мере, в какой первый анализирует интерпретационные процессы второго». Этим выводом Келли подчеркнул, что социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Иначе говоря, чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека. Это утверждение отличается от допущения, что люди могут взаимодействовать только когда у них схожая конструктная система или если они в чем-то похожи. По Келли, для гармоничного социального взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. В нашем обществе преобладают односторонние ролевые отношения (например, врач-пациент, адвокат-клиент, работодатель-рабочий). В этой связи оптимальные отношения предполагают, прежде всего, взаимное понимание взглядов на жизнь, а не осознание принципов работы другого.
Для человека, таким образом, бывает важно знать систему ценностей индивида. Из аксиологии мы знаем о том, что в международных делах ценностные оценки по-возможности определяют место индивидуального и частного в политической картине. Духовная организация – этот глубоко традиционалистский подход – лишь степень вовлечения личностных конструктов внутрь жизни одного человека и их интерпретация у других, которая формирует портрет современного человека, погружённого в процесс совершенствования социальных и политических отношений. О степени вовлечённости людей в этих процессах повествует другое научное течение – символический интеракционизм.
Символический интеракционизм
Символический интеракционизм – это направление в социологии и социальной психологии, сосредоточенное на взаимодействии индивидов и их способности интерпретировать поведение друг друга. Концептуально символический интеракционизм отличается от бихевиористских теорий тем, что, как выражался один из его разработчиков Герберт Блумер, «люди интерпретируют или определяют действия друг друга. А не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которые они придают подобным действиям». Сторонники символического интеракционизма изучают условия, в которых происходят интеракции, например, в средах развития политических технологий или массовых коммуникаций. В этих случаях для человека важно правильно артикулировать объекты внешнего мира, конструировать собственное поведение, исходя из своих ситуативных интерпретаций, целей, осознанных желаний, возможных путей их достижения и т.п.
Примером действия подобной концепции может быть в работе политтехнолога перед избирательной компанией, где идея заключается в сознательном формировании «образа Я избирателя» по тому же принципу, как это происходит при формировании «повестки дня». Формируется определённый образ избирателя (к примеру, «пенсионеры» или «студенчество города»), «заполняется» этот образ выгодными для кандидата проблемами (для пенсионеров это может быть социальная незащищенность, для студентов – трудоустройство, карьера или досуг), интересами (развитие не сырьевых отраслей, а интеллектуало- и наукоёмких) и подстраиваемым под этот образ соответствующего кандидата (хорошо образованного, эффективного менеджера, имеющего в своем багаже пару авторских свидетельств и т. п.). Технологически в данном примере акцент должен быть сделан не на личных качествах или программе кандидата, а на образе избирателя, с которым бы мог себя идентифицировать реальный избиратель.
В этой связи важно вспомнить о возможной интерпретации стимулов. Стимул не всегда воздействует на индивида. В символическом интеракционизме индивид приписывает определённые значения стимулу, включает его в свою «картину мира». Следствием интерпретации стимулов будет снижение эффективности воздействия стимулов, в том числе рекламы и пропаганды, поскольку за всевозможными стимулами индивид может разглядеть «двойное дно»: рекламируются товары не для того, чтобы рассказать о свойствах товаров, а для того, чтобы их продать и заработать на потребителях товаров деньги. Можно вспомнить крайне распространенное среди избирателей мнение о том, что накануне выборов все кандидаты обещают, а после выборов забывают про свои обещания.
Интересным может быть представлено введение символическими интеракционистами понятия обобщённого другого. Понимание того, какое лицо имеет оппонент или целевая группа, может выступить дополнительным фактором в созидательной деятельности. Это говорит о том, что символические значения создаются коллективно, а не только на основе знаний или стимулов. То, как выстраиваются предпочтения к тем или иным значениям, к людям тем или иным, их выражающим, отражено в теории позиционирования Рома Харре.
Теория позиционирования
В своей теории Харре говорит об иллокутивной силе того, что сказано, как социальном смысле сказанного. В местном репертуаре одна и та же речевая формулировка, жест, сигнал или что-то ещё могут иметь множество различных смыслов в зависимости от того, кто использует их, где и зачем. Произнесение фразы «прошу прощения» может, при определенных обстоятельствах, быть выражением извинений. В Великобритании эта фраза может означать просьбу о повторении только что сказанного. Она может быть выражением скепсиса.
Мать имеет право дисциплинировать свое дитя любым способом, позволительным с точки зрения законов и традиций, в то время как зашедшая в гости соседка такого права лишена. Фраза «хорошая маленькая девочка должна говорить «спасибо» доступна, по сути, лишь родителям. Католики обязаны индивидуально исповедоваться в своих грехах, в то время как протестанты – нет. Позиции роднит с ролями то, что они, являясь частью общеизвестной информации в группе, семье, спортивной команде и т.п., предшествуют людям, которые их занимают.
Достаточно известно как нарратология трактует присутствие фабул, сочиняемых во время взаимоотношений. В частности, автобиографическая психология изучает то, как, почему, когда и кому люди рассказывают о своей жизни. Теория позиционирования описывает это следующим образом. Путешествие на поезде может быть представлено в рассказе как «героическое приключение», а то, что могло бы стать поводом для недовольства из-за опоздания в одной фабуле, оборачивается храбрым преодолением препятствий в другой. В одной истории участливое замечание может быть истолковано как проявление заботы, в другой же – как акт покровительственного поведения.
Исследования семейной жизни представителей рабочего класса показали позиционную структуру случаев построения коллективных воспоминаний. Часто в процессе сочинения истории о прошлых событиях дискуссия выступала инструментом принятия решений о выборе дальнейшего пути развития истории. Невеста младшего сына попыталась внести свою лепту в дело выстраивания воспоминаний, но её предложения никогда не брались в расчёт. Она была позиционирована как не имеющая достаточных прав для присоединения к работе над воспоминаниями. Способность и право выступать арбитром в спорах о том, «как это было на самом деле» принадлежало матери. Она позиционировала себя как авторитет по вопросам произошедшего в прошлые выходные, что определяло её право и обязанность решать, какие дополнения в семейную историю следует принимать, а какие – отклонять.
После землетрясения в Осаке газеты писали о том, как один человек, не имея официальных полномочий, взял на себя руководство спасательными операциями. Он начал раздавать приказы людям, которые беспрекословно их выполняли. Общество позиционировало его как «должностное лицо», тем самым приписав ему определённые права, чтобы поддержать его инициативу взятия на себя обязанностей.
Теория позиционирования помнит случаи применения её в спорах исследовательских коллективов с расстановкой приоритетов тому или иному участнику или в переговорах международных государственных деятелей с приписыванием им качеств, важных для манипулирования мнениями. Любое качество в этой теории – это, по сути, совокупность деяний того или иного человека, показанная в свете действий групп, это одобряющих или порицающих, в зависимости от истории служения своему моральному статусу-кво. Несомненно, смысловой подтекст разрастается и проглядывается чётче и такие теории имеют право жить.