Руководство по сотворению миров
Статья является подборкой нескольких глав из книги Бориса Кригера «Руководство по сотворению миров / Основы практической космоинвентологии». — Altaspera Publishing & Literary Agency Inc., любезно предоставленных нам для публикации самим автором.
Определение миров
Мир – это замкнутая система, внутри которой помещен наблюдатель, обладающий сознанием, являющийся частью этой системы и не способный выйти за ее пределы. Мир без внутреннего обитателя/наблюдателя/агента не имеет смысла и миром не является.
Создатель мира имеет полный контроль над миром и всеми его обитателями, устанавливает законы и принципы по которым существует мир.
Для экономии усилий и ресурсов создателя мира, построение мира начинается с наблюдателя, то есть, по мере обращения его внимания на те или иные элементы мира, они создаются и отражаются в его сознании, в то время как когда они не находятся под наблюдением, то не существуют. То есть все в мире появляется ad hoc, по мере надобности. Cначала создается наблюдатель, а мир строится вокруг него, по мере обращения его внимания на тот или иной элемент мира. При этом единственно кто существует постоянно – это наблюдатели. Остальное создается и возникает только по мере надобности. При этом у наблюдателей создается полное ощущение постоянства и реальности окружающего их мира.
Примером такого состояния дел может стать квантовая механика и ее связь с сознанием наблюдателя в нашем мире. Эффект наблюдателя в квантовой физике часто рассматривается как наиболее шокирующий и интересный аспект квантовой физики. Исход конкретного действия — редукции или коллапса волновой функции — приостанавливается во время наблюдения. Это наводит на мысль о том, что человеческое сознание способно физически повлиять на эксперимент. Электроны перестают проявлять свои волновые свойства, нестабильные частицы замирают в своем распаде: Квантовая запутанность представляет собой явление, когда пары или группы частиц, которые были в контакте друг с другом, поддерживают между собой связь на больших расстояниях. Когда производится наблюдение одной из частиц, соответствующие изменения мгновенно наблюдаются и в другой частице. Под всесильным взором наблюдателя мир меняется.
Эффект наблюдателя (сознание наблюдателя) — группа гипотез о возможности влияния наблюдателя на элементарные частицы. Этот эффект восходит к идеям создателей квантовой механики и является следствием проблемы измерения квантовых эффектов. Некоторые ученые ставят знак равенства между наблюдателем и человеческим сознанием. Так Вернер Гейзенберг в книге «Физика и философия» упоминает субъективного наблюдателя. Хью Эверетт в научной статье «Формулировка квантовой механики через соотнесенные состояния» пишет про осознающего наблюдателя. Вольфганг Паули и Юджин Вигнер пришли к выводу, что квантовая механика, включающая в себя сознание наблюдателя, может оказаться не совместимой с материализмом. Понимая, что это может привести к научному объяснению религиозных концепций, Джон Уилер заявляет: «Наблюдатели необходимы, чтобы привести вселенную в бытие». Также подобными идеями интересовались такие учёные, как Альберт Эйнштейн, Дэвид Бом, Амит Госвами, Роджер Пенроуз и Фред Алан Вольф.
Так или иначе, сотворяемые миры совсем необязательно должны быть материальными в нашем понимании, ибо и наш мир при глубоком изучении оказывается весьма иллюзорным.
Кто может создавать миры?
Дело в том, что вовсе не обязательно быть Богом, для того чтобы создать мир. Достаточно обладать свойствами Бога по отношению к создаваемому миру, а это весьма просто.
Сидя перед чистым листом, вы обладаете полной свободой творчества и можете изобразить на нём всё, что вам заблагорассудится, вы можете уничтожить свой рисунок, можете переделывать его, то есть обладаете всеми атрибутами Бога по отношению к наблюдателю, помещенному вами в рисунок, если бы он обладал сознанием. С точки зрения этого наблюдателя вы будете соответствовать понятию абсолюта. Абсолют (лат. absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) — первооснова мира, первоначало всего сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и в свою очередь противостоит всякому относительному и обусловленному бытию. То же верно и для программиста, создающего программу, в которую помещены подпрограммы, соответствующие наблюдателю, находящемуся внутри мира. Для него программист обладает свойствами Бога. Действительно, такой наблюдатель не сможет достоверно сказать, существует ли творец его мира или нет, не сможет его увидеть и познать, без того, чтобы на то не было воли творца его мира. Творец его мира будет находиться вне мира, но в то же время будет всемогущим по отношению к этому миру, он будет являться тем, кто создает этот мир и устанавливает его законы, он будет всемогущим, всезнающим, всевидящим, находящимся вне времени.
Итак, каждый из нас может быть творцом иных миров, при том оставаясь простым обитателем нашего мира.
Интересно, что подобная роль творцов не противоречит христианской и даже православной модели мира. Обо́жение, или теозис (др.-греч. θέωσις от θεός «бог») — христианское учение о соединении человека с Богом, приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати. Коротко смысл обожения выражен в высказывании Афанасия Великого: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» — что обозначает потенциальную возможность для каждого человека и историческую необходимость для человека вообще обрести нечеловеческое могущество в обладании самим собой и природным миром вокруг себя в органическом единстве с Богом.
А основная характеристика Бога заключается в том, что Он – Творец. Поэтому обожение тварей может вести к тому, что твари тоже становятся творцами.
Методы и материалы создания миров
Создавать миры можно на основе компьютерных симуляций, с помощью контролируемого сна, воображения, и любых подручных средств – бумаги, красок и т.д.
Можно выделить следующие области, позволяющие вступить за грань объективной реальности: компьютерные технологии, сны, некоторые литературные произведения и фильмы (сказки, фантастика, приключения), представления с преднамеренным обманом (фокусы, аферы), внушение (гипноз), религиозные откровения, воздействие психотропных средств (наркотики, алкоголь, лекарства), воздействие природных явлений (резкий перепад давления), психические заболевания, клиническая смерть и т.п.
Суперкомпьютеры становятся все более мощными, Такие программы моделируют сотрудничество между людьми, развитие городов, функционирование дорожного движения и государственной экономики, а также многие другие процессы.
По мере роста вычислительной мощности компьютеров симуляции становятся все сложнее. В отдельные программы, имитирующие человеческое поведение, уже встраиваются элементы мышления и сознания – пока еще примитивные.
Исследователи полагают, что в не столь отдаленном будущем виртуальные агенты смогут принимать решения, основываясь не на элементарной логике из разряда “если…то…”, а на упрощенных моделях человеческого сознания.
Вскоре мы станем свидетелями создания виртуальных существ, наделенных сознанием. Успехи в понимании принципов работы мозга, а также обширные вычислительные ресурсы, которые нам даёт развитие квантовой компьютерной техники, неуклонно приближают этот момент.
Если мы когда-либо достигнем такой ступени развития технологий, то будем одновременно проводить огромное количество симуляций, число которых значительно превзойдет наш единственный “реальный” мир.
Так ли уж невозможно, в таком случае, что некая разумная цивилизация где-то во Вселенной уже достигла этой стадии? Или наша же цивилизация будущего может быть создала симуляцию, в которой мы живем?
А раз так, было бы логично предположить, что мы как раз и живем внутри подобной симуляции.
Более того, нет причин, по которым принципиально невозможно было бы создать очень реалистичную симуляцию, персонажи которой считали бы, что живут в настоящем мире и вольны в своих действиях.
Теоретически человечество могло бы воздержаться от проведения подобных симуляций по этическим соображениям – например, посчитав негуманным искусственное создание существ, убежденных в том, что их мир реален.
Но и это кажется маловероятным. В конце концов, одной из основных причин, почему мы сами производим симуляции, является наше стремление узнать больше о собственной реальности. Так что для проведения таких экспериментов всегда найдутся достаточные этические обоснования.
Обитатели миров
Создание сознания, отличающегося в своей основе от человеческого, представляется возможным. Для того, чтобы некую систему считать миром, необходимо наличие хотя бы одного внутреннего наблюдателя/обитателя/агента. (Далее: «обитатель»)
Обитатель должен быть снабжен сознанием, прежде всего включающим в себя самосознание. Опционально обитатель может обладать подсознанием, но это не обязательно для того, чтобы некая система могла рассматриваться как мир.
Сознание обитателя — это отдельная от системы мира подсистема. Она должна включать возможность восприятия (отражения) внутренних элементов мира, осознания (анализа) этих элементов, присваивания уникальной интерпретации и возможность адаптироваться под изменения в данном мире, так или иначе реагируя на них. То есть свойство сознания — умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с окружающей реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Для оценки правильности восприятия и адаптации у сознания должно быть устройство обратной связи — система эмоционального реагирования, благодаря которой индивиду что-то приемлемо и что-то неприемлемо. Если индивиду хорошо, то ничего менять не надо. Если плохо, значит, есть стимул менять адаптивную модель. Сознанию должна быть свойственна интенциональность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство сознания: быть направленным на некоторый предмет или элемент мира. Это делает сознание индивидуальным. Сознание отражающее, анализирующее и реагирующее на все элементы, можно считать «мировым разумом», но, будучи погруженным в данный мир, оно требует создания и поддержания всех элементов мира, в то время как для существования индивидуальных сознаний обитателей мира достаточно создавать элементы, становящиеся предметом их внимания (интенциональности) по мере надобности, что гораздо более экономно и рационально.
Есть ли у такого узконаправленного индивидуального сознания недостатки? Разумеется, и главный из них — неполнота и неточность любой персональной картины мира. Другой недостаток сознания заключается в том, что оно не всемогуще, хотя и может создавать иллюзию всемогущества, потенциально имея возможность пропускать через себя 100% всей новой информации. Однако такой физической возможности у него нет. Что касается подсознания, оно может присутствовать или отсутствовать в создаваемых индивидуумах. Например, человеческое сознание — эволюционно новый инструмент, который в какой-то момент был надстроен над неосознающей частью психики. У каких существ сознание появилось впервые, и обладают ли сознанием те или иные животные — отдельный, очень интересный и далекий от понимания вопрос. К сожалению, до сих пор не существует научного инструмента общения с животными — будь то кошки, собаки или дельфины, а потому выяснить, в какой степени они обладают сознанием, мы не можем. При этом бессознательное, то есть ресурсы психики, находящиеся за пределами сознания, у человека сохранились в полном объеме. Оценить размеры бессознательного или проконтролировать его содержимое невозможно — сознание не дает нам туда доступа. Принято считать, что внесознательное безгранично, и этот психический ресурс приходит на помощь в ситуациях, когда ресурсов сознания не хватает. Помощь дается нам в виде процессов, результаты которых мы замечаем, а сами процессы — нет. Хрестоматийный пример — периодическая таблица элементов, которую Дмитрий Менделеев после долгих мучительных размышлений якобы увидел во сне. Но так или иначе наличие индивидуального или общественного подсознания не обязательно для создания мира.
Имея функционирующее сознание, несложно создать самосознание. Просто в качестве объекта внимания сознания выдвигается само сознание, и, таким образом, индивидуум (обитатель мира) получает возможность отражать себя в себе, анализировать себя и реагировать на свои мысли.
Итак, наличие сознания и самосознания обитателя превращает в отдельный мир любую систему, в которой этот обитатель замкнут.
Запрет на выход за пределы мира обусловлен разницeй природы основ данного мира и того мира, в котором он был создан. (Например, основой виртуального мира в компьютере являются электрические процессы, проходящие в микросхемах, которые имеют совершенно иную природу, чем образы виртуального мира (например океан или облака, воспроизводимые на экране компьютера). Поэтому выход из виртуального мира принципиально невозможен. Виртуальное облако не может пролиться дождем в нашем мире. С другой стороны, и прямой вход из нашего мира в мир виртуальный посредством физических средств нашего мира также абсолютно невозможен (как не удастся, подув на экран, разогнать виртуальные облака, если, конечно, техническое обеспечение не переведет ваше дуновение в форму электронных сигналов).
То есть для сношения виртуального и обычного мира необходим перевод из одной основы в другую.
Как сотворить творца?
Уже с конца девяностых годов двадцатого века существует и совершенствуется серия компьютерных игр Civilization (рус. Цивилизация). Это игры в жанре пошаговой стратегии. Игрок управляет цивилизацией на протяжении всего исторического времени — от Древнего мира до современности. Управление включает в себя экономику, религию, политику, военные действия, торговлю, исследование новых территорий и новых технологий, а конкурентами выступают другие цивилизации. Игры характеризуются наличием населения, тайловой и генерируемой карты, городов с постройками, боевыми юнитами, дипломатией, древом технологий.
В расширенной версии Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings игроки могут основывать свою религию и изменять её качества и верования. Эти верования влияют на игру и распространение религии, что генерирует ресурс «веры» (аналогично ресурсам «культуры» и «науки»). С помощью Великих Пророков, миссионеров и инквизиторов, игрок может распространять религию и управлять ей. Наибольшее влияние на дипломатию и международные отношения религия имеет в первых двух третях игры, тогда как её эффект будет значительно падать по мере приближения современной эпохи. Дополнение включает в себя 11 религий (буддизм, даосизм и другие). У игрока есть возможность переименовать свою религию.
Стоит теперь добавить обитателям самосознание и создать соответствующий мировой разум, внушив ему, что он — действительно всемогущий, вездесущий, нерожденный и несотворенный, вечный бог, снабдить игру отделом потустороннего мира, разделенного на рай и ад, и наши милые обитатели, умирая, будут в полной уверенности в правильности своих верований.
Так мы создадим творца, который сам будет абсолютно уверен, что он бог (…)