Теория активной аудитории и медиапсихология
В огромных количествах исследований теории СМИ в последнее время существуют более практические студии того, как мы смотрим или поглощаем медиа-информативные передачи. Всё большего внимания заслуживают интерактивные взаимодействия с источником информации, как в онлайн-формате, так и перенесённые в область жизненного средообитания проекты консолидирования с себе подобными в контексте обсуждения жизненно-важных вопросов (внутри трансмедийной повестки).
Исходя из тех же целей, что и потребители СМИ, массовые вещательные аппараты тоже не преминут воспользоваться этой же темой и обосновать сии положения с помощью разговора о теории активной аудитории и медиапсихологии – новых течениях в СМИ – дабы раскрепостить доселе находящиеся в рамках своего благолепия перед официальными регуляторами общественного мнения аудитории, по которым научные исследователи составляют документацию, свидетельствующую о тех или иных изменениях там в центре общественной жизни, подверженной тем или иным влияниям СМИ. Рамочный анализ уже доказал специфику «лавирования» масс-медиа в череде тем высказываний, поставляя свои сообщения, но по какому признаку они распознают те или иные опорные пункты дискурса, также имеющие не только информационную цель, но и потенциально желающую увлечь зрителя или читателя, это вопрос сторонний.
Пресса не видит большого успеха в том, чтобы говорить людям, что думать, но видит его в том, чтобы объяснить, о чём нужно помыслить.
Бернард Коэн, американский историк
Интерпретация СМИ событий связана с понятием фрейминга. И хотя на первый взгляд фрейминг может напоминать agenda setting, и всё же между ними есть существенная разница: метод agenda setting предусматривает, что СМИ освещают одни и игнорируют другие события, тогда как фрейминг подразумевает, что СМИ, освещая определённое событие, игнорируют некоторые его стороны, в то же самое время подчеркивая другие.
Конечно, фрейминг имеет большее дело с теорией активной аудитории и медиапсихологией, чем agenda setting. Но видится, второе мы не можем оставить и это особенно актуально для интернет-дискурса, для которого СМИ готовят репортажи. Фрейминг – это то, в какой форме представлено сообщение. Agenda setting – чем сообщение является. И тут стоит напомнить, что в социальной сфере не всё до конца ясно также, как интерпретировать людям события, с какой моральной точки зрения на это посмотреть, смысл подтекста того, что не всякий мессадж есть отражение социального состояния общества.
Аналогично со схемой построения внутри той или иной модели СМИ конкретно информационного посыла вещательного аппарата (в тенденции континуума времени), публичные, государственные, собственнические коллективы могут по-своему расценивать события. СМИ зеркально отображают эту ситуацию, – идёт процесс и парирования излишней формальности и соблюдения рамок и законов общества. При восприятии оболочки медиа-продукта мы видим, что он создан по таксономии соц. устройства и имеет артикул принадлежности к той или иной теме, тождественный исходникам соц. послания.
Кристализуясь в таких поистине цивилизационных начинаниях как информационная эпоха, её формулирование: создаваемая массовой аудиторией линия субъект (СМИ) – объект (реальность) на призме предпочтений публики, партикуляция её самой в среде; выведение в самостоятельный вид совместного действия внутри явлений информационной эпохи претендует на активизм социотипии, как свой потенциал имеет и общество, в некотором плане.
Стоит сделать пояснение, что массовая аудитория в таком аспекте не всегда способна быть носителем финального мнения, либеральная и рациональная ставка на индивида – вот ход, который используют и понятия референтной группы, и системы, в которых теоретизируется явление «идейный лидер». Общество стремится выводить стандарты разными способами и системообразующий фактор ещё никто не отменял.
Участие общественности (public engagement) – термин, который в последнее время используется особенно в Великобритании для описания активных программ специалистов, слушающих, развивающих своё понимание вопросов и взаимодействующих с неспециалистами, – есть пример как-раз такой закономерности из около-политической среды.
Что касается именно СМИ, то они, конечно, стараясь не уподобляться коммерциализации процессов в индустрии печати и коммуникаций, узревшие крайний релятивизм эпохи 1990-х гг. на закате его полёта, находят смысл призвания в передаче смыслов. В их способности признать основным движущим процессом своего движения создание эффекта транслируемым мессаджем. По крайней мере, так заявляет о СМИ Европейская Комиссия в рамочных программах.
Теория активной аудитории
Теория активной аудитории – теория, нацеленная на изучение отношений между средствами массовой информации и их аудиторией. Предложена она американским социологом Вилбуром Шраммом (1907 – 1987).
Разработка социального влияния аудитории на СМИ началась с опросов о выборе медиа в зависимости от различных социально-демографических характеристик в 1930 – 1940-е годы.
Помимо этого возникла необходимость в исследовании того, как медиа удовлетворяют потребности своей аудитории. В связи с этим, к началу 1940-х годов был накоплен значительный эмпирический материал по данной тематике.
Шрамм в своём подходе совершенствовал наработки, предложенные автором теории обретения пользы и удовлетворения Гертой Герцог. Шрамм предпринял попытку обоснования понятия активной аудитории. Главной публикацией учёного по этой тематике является труд «Процесс и эффекты массовой коммуникации», опубликованный в 1954 году.
В 1970-е гг. было установлено, что потребности аудитории находятся в прямой зависимости от социальных и психологических факторов. В частности, указывалось, что использование средств массовой коммуникации способствует уточнению и совершенствованию знаний об окружающем мире, себе, близких людях и обществе в целом. Соответственно, был сделан вывод о том, что СМИ использовались, в том числе, для укрепления социальных отношений, совершенствования коммуникационного опыта и повышения социального статуса аудитории.
Т.е. теория активной аудитории исходит из чисто функциональных принципов в тот момент, когда говорит, что медиа должны выполнять свою работу ответственно. Сторонники этой теории исходят из повесток, что аудитория питает заведомо большую потребность в использовании содержания медиа и воспитывает большое чаяние к тому, в каком виде имплементируются функции медиа. Поэтому чтобы использование функции наблюдения, как со стороны СМИ (своих процессов), так и у населения [воспринимание] было эффективным, активная аудитория должна использовать контент медиа и распространять предложенную информацию другим людям. Таким образом, задачи оповещать и вводить в курс дела – это не все функции прессы.
Методологическая позиция Вилбура Шрамма проявляется в том, что он выбрал подход, свойственный социальным наукам: от социологии и политологии в работах Лазарсфельда и Лассуэлла до экспериментальной психологии в работах Ховланда. С этих позиций, целью коммуникации является информирование, инструктирование, убеждение тех лиц, на которые рассчитаны сообщения.
Процесс инструктирования предусматривает стадию стимулирования активного обучения и практических действий. Убеждение как процесс добавляет стадию восприятия изменений, то есть готовности подчиниться желаниям или точке зрения отправителя сообщения. Теоретически убеждение как самоцель для достижения благ по типу обладателя уникальным знанием тоже имеет место быть. В обратном случае система не репрезентативна. Некоторые соц. исследования в Испании подтвердили желание аудитории участвовать в некотором классовом разделении при использовании СМИ, а также респонденты отмечали желание проявить активное участие при просмотре ТВ-программ. Саму медиа-начинку потребители СМИ выбирают только лишь согласно личным приоритетам, ценностям, потребностям. Распространяют в круги своих целевых объектов симпатий тоже. Именно эти факторы, кстати, впоследствии влияют на восприятие выбранной информации. Следует отметить, что активность и мотивы выбора того вида информации, который предопределяется для отдельных членов аудитории, могут различаться.
По данным одного из исследований, цели использования медиа могут быть сгруппированы в пять категорий:
— получение информации и повышение уровня образования,
— самоопределение в рамках существующей информационной повестки дня,
— простое развлечение,
— усиление социального взаимодействия, как структурирование системных вопросов в поле социального для снятия напряжения процессов из-за недосказанности [фактор «четвёртой власти»],
— уход от стрессовых ситуации будней жизни.
Было выявлено, что использование СМИ улучшает не только понимание себя человеком, но и среза аудитории в целом исследователями. Более того, СМИ могут быть использованы, чтобы повысить социальный статус и укрепить социальные отношения.
Среди тех, кто впервые предложил объединить исследования использования СМИ и воздействия СМИ, были К. Розенгрен и С. Уиндал. Был сформулирован такой подход: исследователь должен задаваться вопросом о том, каковы последствия удовлетворения определённых нужд или особенностей использования СМИ. Данные области исследования позволяют изучить воздействие массовой коммуникации на индивидуальном уровне или в рамках всего общества в целом (изменение установок, восприятия и поведения). В рамках этого подхода стало ясно, что люди зависят от СМИ в удовлетворении различных потребностей. Среди них: уход от реальности, приобретение опосредованного опыта, вовлечение в отображаемые посредством СМИ события.
С середины 1970-х гг. можно заметить применение сходных метод исследования к изучению мотивов пользователей медиа. Исследователи начали получать схожие результаты. Великие объективизации, например, представителей СМИ Гринберга и Рубина обнаружили сами собой, что мотивы использования СМИ меняются с возрастом. В дополнение к этому, не так давно было открыто получение возбуждения в качестве мотива использования СМИ людьми. Казалось бы, мир был полон феноменами СМИ, эффекты которых больше напоминали, что нам это будто причудилось.
Некоторые исследования объективизировали взгляд на средствах получения массовой информации. Например, на данный момент считается, что мобильные телефоны при информировании средствами вещания используется в следующих целях:
— социализация,
— развлечение,
— инструментальное использование,
— удовлетворение статусных потребностей/ следование модным тенденциям,
— мобильность,
— немедленный доступ.
Медиапсихология
Медиапсихология – отрасль психологической науки, рассматривающая личность в контексте взаимодействия с современными средствами коммуникации, как индивидуальными, так и массовыми; выявляет и описывает основные компоненты медиакультуры, психологические закономерности отношений и поведения людей в медиапространствах, изучает феномены и механизмы восприятия медиакультуры человеком, взаимодействие личности и масс медиа в современной культуре информационно-коммуникационных технологий.
Эта область включает в себя весь спектр человеческого опыта общения со средствами массовой информации – включая состояние, узнавание точных примеров явлений, с которыми люди контактируют, и поведение – в деятельности, личных активностях, как в теории, так и на практике.
Этот концепт поднимает несколько вопросов, которые становятся всё более сложными; и при первом прочтении это больше похоже на то, что психологи от журналистики стремятся уравновесить уровень осведомлённости современного общества о процессах внутри него, того общества, которое начинает задаваться вопросом и хочет решать проблемы, которые до сих пор были скрыты или отодвинуты на второй план, такие, как депрессия, неуспеваемость в школе, нарушения питания, сексуальные проблемы и т.д. Это темы, которые сами за себя говорят о некоторых особенностях общества, в котором мы живем.
Другой вопрос, который возникает у нас в социо-сфере, заключается в том, в какой степени применение психологических методов в общении предполагает использование кое-кем из рода числа служителей рупора общественности самых примитивных человеческих качеств ради коммерческой выгоды без учёта других, более позитивных аспектов.
То, можно ли подчеркнуть в качестве гипотезы, что новые методы коммуникации, особенно аудиовизуальные, могут влиять на психическую организацию людей, было бы фактором значимости. И мы, кстати, можем задаться вопросом, каковы возможности психолога в этой проблематике. Психолог должен не просто знать эти факторы, но и видеть, что у людей всё хорошо в жизни и все эти шоу с полураздетыми знаменитостями или эпизоды секса в сериалах на ТВ-платформах – дошли до адресата, а не были получены людьми с отклонениями.
Чтобы развивать все эти вопросы, нам необходимо различать, с одной стороны, людей широких нравов и более закомплексованных. Не могут ли быть направлены средства от вещания такого достаточно спекулятивного материала в адаптационные фонды помощи страждущим пронять их психологические проблемы? Многие реалити-шоу и приглашения в студию известных персон, где в живой атмосфере они делятся своим моральным выбором или дилеммами, перед какими они встали, решают лучше эти проблемы для наблюдающих с другой стороны экрана. Телевизионная сфера даёт массу возможностей отложенного понимания.
Этот фактор можно описать примером. Представьте картину, как, например, в одном фильме на канале «Звезда»: поручик угрожает пистолетом вставшему на колени стукачу, потом пытается выстрелить в него, но пистолет оказывается не заряженным. Вот, что вызывает странность: бригадный командир претендовала на беспристрастность и выражала подтекстом происходящее, говоря слова «вы не представляете, какой поступок вы совершили, поручик». Стройность композиционного повествования, ожидающая вдумчивого прочтения! И это с интроспекцией внутреннего склада героя, обреченного раскаяться, подчиниться повиновению не складно сложившейся судьбе, при этом не имея нормально продуманного плана к отступлению. Но под давлением в меньшей степени находится он, а больше лицо, выступающее подставным характером здесь в этой сцене, значит, его будут преследовать неудачи, как покорившемуся совсем воле судьбы; можно ли осознавать с позиции зрителя, находящийся под давлением встанет на путь ли истинный? Психика.
Обычно как молодые, так и более взрослые люди ведут себя как исследователи и охотники в поиске контента, собирая разные истории из жизни героев передовиц, актёров и любимых ведущих и сравнивают их, делая на этом свои выводы.
Находясь в контр-реверсивном состоянии с интернет-средой, культура не опосредует результат своей деятельности через интернет, расширяя границы поля своего действия. Единственно то, что в конечном счете кибер-жизнь адаптирует под свои нужды дистинктивные черты дискурса, что даёт в будущем обозрении реализуемый потенциал всей полной картины с подтекстом медиа-коммуникаций. В другом месте, в ином значении.
Обсуждение основных повесток дня, типа глобальных пандемий, вооружённых конфликтов и выяснения за какой порядок политического включения в важные процессы нужно отдать голос выясняется в интернете в том виде, как данное приемлемым в органах СМИ. Т.е. разрешаются сторонние суждения в рамках того аппарата, который вам предоставляет та или иная площадка для обсуждения, либо разговор в эстетике принадлежности к той или иной группе, которую вы могли бы репрезентовать. Обычно это называется предоставление информации в стандартном формате, всё другое – флуд и применение санкций модераторами.
Но, допустим, в Испании, где разброс аудитории между потребителями ТВ (89,1%) и интернета (46,7%) почти 50% по состоянию на 2012 г. есть и другой аспект. Уже есть кино-новеллы, решение о сюжетных ходах которых принимают сами зрители посредством интернета. Сериал “Si fueras tú” («Если бы я был тобой») на канале RTVE – новый вид трансмедийного интерактива. Благодаря голосованию в социальных сетях, таких, как Facebook и Instagram (запрещённые в России пространства), они могли повлиять на судьбу героя и в течение семи дней появлялся новый эпизод, который должен был наиболее сильно заинтересовать зрителей.
Поэтому, таким образом, влияние масс-медиа на общество продолжает иметь сильное значение. И каким бы ни был облик человека, стоящего перед дилеммой совершить тот или иной поступок, многие вещательные каналы разного рода коммуникативных сред проносят мысль литераторов и философов на бэк-фоне развёрстки, пока перед глазами вспыхивают пожарища эмоций и огонь страстей бытия человеческого.